Водогрейные котлы на жидком топливе. Котлы жидкотопливные

06.02.2024

Жидкотопливные котлы от известных производителей Buderus, De Dietrich, Vaillant, Protherm, Viessmann, Wolf, ACV, Kiturami занимают достойную нишу на рынке отопительного оборудования, предлагаемого владельцам загородных объектов недвижимости для обустройства автономных систем отопления. При желании котел на жидком топливе легко модернизируется в модель, работающую на газе. Для этого приходится лишь сменить горелку.

Для удобства замены посадочные размеры всех типов горелок стандартизованы. Эта конструктивная особенность оборудования особенно ценится теми, кто планирует перейти в обозримом будущем на газовое отопление дома. Ведь это самый выгодный в экономическом плане вариант обогрева жилья. Производители выпускают изделия, работающие только на жидком топливе, а также более дорогие универсальные модели, способные работать на двух видах топлива (газе и дизтопливе). Большинство жидкотопливных котлов предназначено для напольного размещения.

Жидкотопливные котлы изготавливаются из чугуна, пластичного чугуна или стали. Чугунные агрегаты способны прослужить до полувека, стальные – не более 10 лет.

Простейшая схема устройства жидкотопливного котла российской сборки. Отличается от зарубежных аналогов простотой конструкции. Котел состоит из нескольких конструктивных элементов: 1 - система управления работой; 2 - камера сгорания; 3 - горелка на жидком топливе (универсальная или дизельная); 4 - теплообменник; 5 - фильтр, необходимый для очистки топлива; 6 - дымоход.

Особенности устройства жидкотопливных горелок

Обзор конкретных популярных моделей

Delta Pro 25/45/55 от бельгийской компании ACV

Котлы ACV Delta Pro выпускаются с целью бытового применения. Данная серия предназначена не столько для отопления небольших частных домов, сколько для их снабжения горячей водой в больших объемах. Производятся котлы по запатентованной технологии «бак в баке», подразумевающей подключение наружного стального бака к отопительному контуру и размещению в нем гофрированного бака, выполненного из нержавеющей стали с применением метода аргонно-дуговой сварки. Во внутреннем гофрированном баке и происходит подогрев воды санитарного назначения. Стенки внутреннего бака, не контактирующего с пламенем горелки, но сжимающиеся и расширяющиеся при перепаде температур, способны самоочищаться от накипи. Нагрев достаточного объема санитарной воды обеспечивается за счет большой площади гофрированной поверхности внутреннего бака.

Всего за 10 минут котлы ACV Delta Pro 25/45/55 при δТ = 30 °C нагревают 268/316/362 литров воды. Величина рабочего давления воды достигает 7 бар. Теплоноситель нагревается четырьмя или восемью дымогарными трубами с турбулизаторами. Число труб зависит от модели. К данным котлам может быть присоединена как газовая горелка, так и жидкотопливная. Вместе с изделием поставляются основные устройства (предохранительные, контрольные и регулировочные), вынесенные на панель управления. В комплектацию модифицированных котлов Delta Pro Pack дополнительно включается насосная группа, а также расширительные баки контуров и четырехходовый смесительный клапан.

Модели Delta Pro 25 и Delta Pro 45 могут быть оснащены закрытой камерой сгорания, из которой продукты горения удаляются по коаксиальному дымоходу. По нему же поступает воздух, необходимый для поддержания процесса горения в камере.

Цена ACV Delta Pro 25/45/55 составляет, соответственно, 99 000/115 000/133000 рублей.

Бизон 30NL/40NL/ 50NL от словацкой компании Protherm

Словацкий производитель использует в названии выпускаемых котлов названия животных. Под именемProtherm Бизон NL реализуется шесть моделей жидкотопливных агрегатов, отличающихся мощностью, которая зависит от количества чугунных секций в двухходовом теплообменнике, стягивающихся между собой резьбовыми стержнями. Данное оборудование способно работать с навесной жидкотопливной или газовой горелкой. Подходящая горелка приобретается отдельно от котла. В передней дверце агрегата имеется смотровое отверстие, позволяющее осуществлять визуальный контроль работы оборудования. Прибор снабжен минимальным набором контрольно-измерительных приборов и датчиков, что отражается на его стоимости.

Базовая комплектация включает в себя главный выключатель, термостат колесного типа, термометр. Опционально предлагается комнатный регулятор, который при подключении к котлу, существенно расширяет его возможности. Для обеспечения горячего водоснабжения требуется приобретение отдельного накопительного бойлера косвенного нагрева, размещаемого на полу или на стене. Объем бойлера равен 500 литрам. Котел реализуется в собранном виде.

Универсальный котел отопления Protherm Бизон 30NL, к которому отдельно приобретается горелка, работающая на газе или жидком топливе

Цена Protherm Бизон 30NL/40NL/ 50NL составляет, соответственно, 49 600/57 300/73 100 рублей.

GT 123 от французской компании De Dietrich

Четыре модели входит в серию напольных наддувных чугунных котлов, выпускающихся компанией De Dietrich. Мощность моделей варьируется в диапазоне 21-39 кВт. Оборудование способно работать на газе и на жидком топливе. Требуется приобретение соответствующей горелки. Покупатель может на выбор приобрести одну из трех систем регулирования работой котла:

  • стандарт (ручное регулирование);
  • Easymatic (дистанционное регулирование);
  • Diematic 3 (автоматическое регулирование большого количества нагревательных установок, среди которых может быть и подогрев бассейна).

Стоимость котлов De Dietrich GT составляет от 46 600 рублей до 66 400 рублей.

Установленный в отдельном помещении загородного коттеджа жидкотопливный котел марки De Dietrich GT, оснащенный блоком автоматики

Logano G125 SE от немецкой компании Buderus

Напольные жидкотопливные чугунные котлы отопления данной компании могут работать на двух видах топлива (газе и дизтопливе). Для этого устанавливается специальная горелка, которая при отсутствии газа начинает работать на дизельном топливе. Оборудование обладает презентабельным внешним видом. Помимо этого работа агрегата может проходить в двух режимах - безопасном и энергоэффективном. Чугунные котлы поставляются в разобранном виде и собираются специалистами на месте установки.

Экономия топлива достигается за счет использования системы управления Buderus Logamatic, отслеживающей температуру наружного воздуха.

Стоимость этих немецких котлов стартует со 142 400 рублей.

Южнокорейские стальные котлы Kiturami STSO

Помимо перечисленных моделей, на рынке востребована продукция южнокорейского производителя, выпускающего жидкотопливные котлы под брендом Kiturami STSO. Это оборудование изготавливается из нержавеющей стали по особым технологиям, позволяющим получать компактные и легкие устройства.

Стоимость котлов Китурами находится в диапазоне 28 622 – 47 081 рублей.

Стоит ли приобретать жидкотопливный агрегат?

Котлы, функционирующие на мазуте или ином виде жидкого топлива, менее распространены по сравнению с другими типами отопительного оборудования. Жидкотопливные котлы используют там, где нет альтернативных видов топлива (дров, угля, газа). Также данные агрегаты активно используются на промышленных предприятиях и автомастерских, имеющих в большом количестве запасы мазута и отработанного масла. Чтобы не тратить деньги на утилизацию отработки, ее сжигают, получая необходимое тепло для обогрева производственных площадей.

На современном рынке существует масса предложений различной техники для обогрева частных домов и коттеджей, использующей для генерации тепла различные виды энергоносителей, - от магистрального газа и электричества до дров и опилок. Но что делать и как отапливать свой дом, если к нему не подведен природный газ, установлен небольшой лимит на электроэнергию, а различные виды биотоплива недоступны по разным причинам? В этой ситуации альтернатива одна - отопительные котлы на жидком топливе (солярке).

Разновидности котлов на дизельном топливе

Итак, по причине невозможности воспользоваться другими распространенными энергоносителями вы решили устроить в своем жилище отопление на жидком топливе. Пришла пора подобрать отопительный котел, и тут следует разобраться, какие существуют виды этих изделий и выбрать наиболее подходящий вариант. Производители предлагают котлы отопления на жидком топливе следующих видов:

  • дизельные котлы;
  • универсальные агрегаты, в них предусмотрена возможность перехода с дизеля на природный газ;
  • конденсационные котлы на солярке;
  • установки, сжигающие все виды отработанных масел.

Если в обозримом будущем не предвидится изменения ситуации с энергоносителями, то ваш вариант - обогрев частного дома отопительным котлом первого типа, сжигающем только солярку.

Для справки. Большая часть подобных установок может работать и на жидком биологическом горючем, которое получают из технических культур (биодизель). Этот вариант может оказаться очень кстати, если вам доступен такой энергоноситель.

Некоторые домовладельцы, присматривающие себе котел для отопления, считают, что в дизельном котле они смогут сжигать и отработку своей машины. Это неправильный подход, и вот по каким причинам:

  1. Далеко не всякое горелочное устройство работает на загрязненных маслах.
  2. Теплотворная способность жидкого горючего гораздо выше, чем у отработанных масел. Соответственно, площади теплообменных поверхностей рассчитаны для жидкого топлива, при горении отработки КПД будет значительно ниже.
  3. Отработка при горении выделяет значительно больше сажи, оседающей во всем дымовом тракте. Это может стать большой проблемой при обслуживании и очистке дымогарных труб.

По своей конструкции жидкотопливные котлы весьма схожи с теплогенераторами, работающими на природном газе. Соответственно, многие производители предлагают универсальные водогрейные установки с поочередным использованием жидкого и газообразного топлива. Переход с одного вида горючего на другое осуществляется путем замены горелочного устройства. Правда, универсальный котел, работающий на жидком топливе и магистральном газе, обойдется вам несколько дороже.

Если площадь отапливаемого помещения или здания составляет менее 200 м2, а в скором будущем вы ожидаете присоединения к газопроводу, то не стоит спешить приобретать универсальный отопитель.

Дело в том, что стоимость котлового блока и двух горелок может оказаться выше, нежели два отдельных полноценных агрегата. Поэтому вначале можно поставить котел на солярке, а после подключения к магистрали купить и установить газовый теплогенератор. Более подробную информацию вы можете узнать, просмотрев видео:

Конденсационные бытовые котлы на дизельном топливе – самые экономичные и эффективные представители данного семейства источников тепла. Производители декларируют КПД своих конденсационных установок на уровне 97%, это самый высокий показатель среди всех остальных отопителей. Как водится, их стоимость довольно высока и далеко не каждый хозяин может позволить включить себе в систему отопления подобное высокотехнологичное изделие.

Очень хорошо, если вам доступен такой вторичный ресурс, как отработанное автомобильное масло в достаточном количестве. Тогда специально для этой цели существует котел на отработанном масле, продукт изготавливается и предлагается на рынке многими производителями. Также подобные котлы для отопления хорошо освоили разные мастера, изготавливающие самодельные отопители.

Устройство и принцип действия

Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.

Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.

Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.

устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе

А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное уст ройство.

В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.

Чертеж дизельной горелки

А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.

Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.

Работа дизельной горелки

Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.

Краткое описание процесса работы

Сжигание солярки имеет свои особенности, как и принцип работы отопительного котла на жидком топливе. Для начала горючее требуется прогреть до определенной температуры, обычно это 50 ºС. Для этой цели горелка оборудована нагревательным элементом. Когда топливный насос создал в магистрали давление, автомат управления включает нагреватель и следит за тем, чтобы температура солярки в трубках оставалась 50 ºС.

После разогрева контроллер включает вентилятор и с помощью электроклапана открывает подачу топлива в форсунку. Последняя распыляет его, а вентилятор подает воздух, в этот же момент на электродах розжига проскакивает искра и топливовоздушная смесь воспламеняется. Далее горелка переходит в обычный режим работы дизельного котла. Интенсивность горения регулируется дроссельной заслонкой подачи воздуха, связанной с топливным насосом. Когда система отопления прогреется или емкость с горючим опустеет, контроллер отключает горелку, а при необходимости снова ее запускает.

Многих домовладельцев интересует вопрос, сколько же отопительный котел на дизельном топливе в рабочем режиме потребляет горючего? Ответ зависит от многих факторов, таких как климатические условия, степень утепления здания, качество солярки и так далее.

Исходя из различных практических наблюдений, можно сказать, что для отопления дома площадью 150 м2 в самое холодное время и работе горелки на полную мощность массовый расход топлива дизельного котла составит около 2.5 кг/ч . В среднем режиме этот показатель может уменьшиться на 20-30%.

Преимущества и недостатки

Главное достоинство котла на солярке – это то, что его применение возможно при отсутствии всех энергоносителей. Исключение – электричество, его все же немного нужно, ориентировочно до 100 Вт/ч. Другие преимущества котлов на жидком топливе таковы:

  1. Высокий показатель эффективности, КПД агрегатов лежит в пределах 90-97%.
  2. Отсутствие инертности при отключении, что убережет теплоноситель от перегрева.
  3. Высокий уровень автоматизации (в зарубежных агрегатах), благодаря чему можно организовать погодозависимое регулирование обогрева дома.
  4. Возможность перехода на природный газ путем замены горелки.
  5. Малые габаритные размеры позволяют поставить отопитель в небольшое помещение.

Как водится, в любом деле не обходится без недостатков. В данном случае главный недостаток – дороговизна. Недешевое оборудование, топливо и обслуживание. Последнее надо проводить достаточно редко, говорят производители, но на самом деле дизельное топливо у нас не отличается хорошим качеством, а потому возникает перспектива часто возиться с горелкой. Туда же относится и очистка дымогарных труб от копоти, неизбежно возникающей в процессе сжигания некачественного дизеля.

Заключение

Жидкотопливные котлы для отопления частного дома, как правило, приобретаются по двум причинам: зачастую это шаг вынужденный и временный, совершаемый из-за отсутствия других энергоносителей. Второй случай – это когда есть доступ к дешевому горючему, ведь его стоимость – главное препятствие к популярности этого семейства котлов.

Отопительные котлы на жидком топливе в наше время занимают достойную нишу на рынке оборудования для отопительных систем. Связано это с тем, что они являются неплохой альтернативой газовым котлам в местности, где отсутствует газификация, к тому же при необходимости их можно переоборудовать для работы на газу. В данной статье мы ознакомимся с устройством этих котлов и основными их особенностями.

Устройство котлов

Основные элементы и принцип работы

Котлы отопления на жидком топливе работают по тому же принципу, что и газовое оборудование, различия заключается лишь в горелке, которую еще называют форсункой.

В результате они состоят из следующих конструктивных элементов:

  • Камеры сгорания;
  • Горелки (универсальной или на дизельном топливе);
  • Теплообменника;
  • Фильтра топлива;
  • Корпуса;
  • Дымохода;
  • Электроники, которая отвечает за работу аппарата.

Процесс работы устройства выглядит следующим образом:

  • В горелку поступает топливо при помощи насоса и смешивается с воздухом;
  • Затем смесь поступает в камеру сгорания, где происходит ее воспламенение;
  • Факел нагревает стенки камеры сгорания, которые являются теплообменником;
  • Разогретый теплообменник в свою очередь нагревает теплоноситель.

Для повышения эффективности и производительности аппарата, внутри используется множество пластин. Поэтому жидкотопливные котлы обладают достаточно высоким КПД.

Кроме того следует отметить, что солярка в процессе сгорания выделяет больше тепла, чем, к примеру, газ или твердое топливо. Поэтому данное оборудование может работать в системах отопления, устанавливаемых не только в жилых домах, но и производственных объектах.

Причем современные котлы позволяют осуществлять обогрев с минимальным участием человека, так как все процессы автоматизированы. В частности, устройство само засасывает дизтопливо из емкости в необходимом количестве.

Обратите внимание!
Согласно существующим нормам, объем емкости для топлива не должен превышать 50 литров. Если бак больше, он должен располагаться в отдельном помещении.

Как правило, помимо дизтоплива, в качестве энергоносителя может применяться такая горючая жидкость для котлов отопления как:

  • Отработанное масло;
  • Биотопливо;
  • Мазут;
  • Керосин.

Благодаря этому, у владельца оборудования имеется возможность использовать наиболее доступное жидкое горючее.

На фото — дизельная горелка для котлов

Устройство форсунок

Самым важным элементом данного оборудования является жидкотопливная горелка. Ее задача заключается в смешивании воздуха с горючей жидкостью в необходимых пропорциях, а также подведении горючей смеси в камеру сгорания.

Обратите внимание!
Многие модели жидкотопливных котлов являются универсальными и способны работать не только на жидком горючем, но и на газу даже без замены форсунки.
Это особенно удобно для людей, которые в обозримом будущем планируют провести газ.

Ж/т форсунки по режиму работы классифицируются на следующие типы:

Основными конструкционными элементами форсунок являются:

  • Вентилятор , который обеспечивает принудительную подачу воздуха.
  • Система подогрева топлива . В некоторых случаях является крайне важной деталью, так как жидкость для отопления котлов при понижении температуры может загустевать.
  • Топливный насос для подачи жидкости из емкости в топливопровод под определенным давлением.
  • Сервоприводы , которые позволяют регулировать подачу топлива и положение воздушной заслонки.
  • Регулировочный термостат – обеспечивает пуск горелки, а также температурные параметры горения.
  • Форсунка – распыляет топливо, а также обеспечивает необходимые условия для воспламенения смеси.
  • Поплавок с микровыключателем — определяет уровень топлива в емкости и при необходимости отключает устройство.
  • Регулятор подачи вторичного воздуха , поддерживающего сформированный факел горения.
  • Блок управления горелкой – позволяет регулировать параметры устройства в процессе работы.

Следует отметить, что помимо перечисленных элементов, конструкция жидкотопливных форсунок всегда предусматривает наличие гибких шлангов, по которым осуществляется подача топлива. Кроме того, имеется набор различных датчиков, которые контролируют основные параметры работы устройства, такие как давление топлива, наличие факела и пр.

Обратите внимание!
Прежде чем проверить работоспособность котла после монтажа, необходимо , обеспечив необходимое давление.

Особенности жидкотопливных котлов

Достоинства

Отопление на жидком топливе, как и любое другое, обладает определенными достоинствами и недостатками.

Среди положительных моментов можно выделить следующее:

  • Для использования аппарата не надо получать разрешение, так как это оборудование относится к бытовой технике.
  • Возможность установки своими руками, так как нет необходимости проводить газопровод.
  • Оборудование обладает высоким КПД, которое достигает 95 процентов.
  • Незначительный уровень загрязнения атмосферы – все сгораемые продукты отвечают экологическим нормам.
  • Простая инструкция по эксплуатации, так как практически все современные приборы оснащены автоматикой. По этой же причине, котлы могут длительное время работать без вмешательства человека.
  • Как уже было сказано выше, возможность переоборудования для работы на газу.

Как мы видим, оборудование обладает многими достоинствами и является достаточно универсальным.

Недостатки

Среди недостатков рассматриваемых котлов можно выделить следующие моменты:

  • Большой расход топлива. Поэтому данный вид отопления является довольно затратным.
  • Котел совместно с емкостью для топлива занимает довольно много места.
  • Необходимость следить за работой системы и время от времени доливать топливо в бак.
  • Помещение необходимо оборудовать вытяжкой для отвода продуктов горения.
  • При работе, оборудование издает довольно сильный шум.
  • Для оборудования требуется электропитание, так как работу устройства контролирует электроника. Поэтому для работы в автономном режиме, необходимо использовать независимый источник электроснабжения.
  • Для топлива необходимо использовать специальную емкость, в противном случае внутри помещения будет распространяться неприятный запах горючего.

Обратите внимание!
Котлы на жидком топливе, в отличие от других аналогов, требуют правильного обслуживания.
В частности, нельзя допускать скопления сажи на стенках аппарата, так как это затруднит рабочий процесс устройства.

В результате этих недостатков, следует прикинуть все «за» и «против», а также ознакомиться с особенностями электрических и твердотопливных котлов. К примеру, если необходим аппарат для дачи, где поблизости имеется лес, целесообразней приобрести твердотопливный котел. В таком случае отопление может быть вообще бесплатным.

Особенности выбора

Выбирая котел отопления на жидком топливе, помимо общих параметров устройства, таких как мощность, функциональность и пр., следует обращать внимание на характеристики горелки.

В частности, нужно уделить внимание следующим моментам:

  • Разнообразие выбора топлива, на котором может работать устройство.
  • Уровень выброса токсичных веществ в атмосферу.
  • Уровень шума и вибраций во время работы.
  • Показатель КПД (в идеале должен составлять 90-95 градусов).
  • Стабильность процесса горения за счет эффективной регулировки подачи воздуха.

Для частных домов лучше выбирать двухконтурные котлы, которые подогревают воду не только для отопления, но и горячего водоснабжения.

Конечно, следует обращать внимание и на производителя устройства. Желательно остановить свой выбор на известных брендах, несмотря на то, что цена на их продукцию несколько выше, чем на аппараты от малоизвестных производителей.

Наибольшей популярностью пользуются котлы следующих фирм:

  • ACV (Бельгия);
  • Лотос (Россия);
  • Protherm (Словакия);
  • De Dietrich (Франция);
  • Buderus (Германия);
  • Kiturami STSO (Южная Корея).

Следует отметить, что котел и горелку к нему можно приобрести по отдельности. Это позволяет собрать отопительный котел на жидком топливе в соответствии с индивидуальными требованиями. Правда, затраты на отопительное оборудование в этом случае немного возрастут.

Обратите внимание!
Если в котле установлена универсальная горелка, смена топлива является ответственной процедурой.
Прежде чем ее выполнить, необходимо очистить устройство от сажи и продуктов горения.

Вот, пожалуй, все основные особенности данных отопительных приборов, которые необходимо учитывать при выборе оборудования.

Вывод

Несмотря на ряд достоинств, которыми обладают котлы на жидком топливе, они применяются реже других аналогов, что связано с дороговизной их эксплуатации. Поэтому применять их имеет смысл в том случае, когда нет возможности использовать в качестве топлива газ, уголь или дрова.

Из видео в данной статье можно подчерпнуть некоторую дополнительную информацию по этой теме.

Отопительные устройства, работающие на дизтопливе, подразделяются на водогрейные жидкотопливные котлы и паровые. Их использование сегодня очень популярно и оправдано в тех местах, где отсутствуют газовые магистрали.

Принцип работы дизтопливных котлов

В принципе работы жидкотопливных котлов просматривается аналогия с газовыми котлами, но есть и конструктивное отличие от них - вне зависимости от мощности им нужна вентиляторная горелка, которая в комплект поставки, как правило, не входит. Она под большим давлением распыляет топливо на мельчайшие микрочастицы и подает его в камеру сгорания. Попадая сюда через форсунку горелки, топливо в виде своеобразного тумана смешивается с воздухом и воспламеняется.

Дополнительно такой котел имеет еще икотловой регулятор, с помощью которого можно управлять горелкой. В комплект оборудования входят также некоторые другие приспособления, подключенные к котлу - например, насос.

Как правило, промышленные котлы на жидком топливе могут работать и на газу: для этого требуется установка в них газовых горелок, их настройка, прочистка каналов для отвода дыма. Проделывать все эти операции самостоятельно не рекомендуется - лучше вызвать специалистов.

Водогрейные жидкотопливные котлы и другое оборудование: расчет мощности

Среди технических характеристик любого отопительного котла, и промышленный котел жидкотопливный не является исключением, первое место занимает, пожалуй, его мощность. Точный расчет в состоянии произвести после тщательного изучения и проведения соответствующих математических действий лишь компетентный инженер-теплотехник. Причем он должен учесть толщину стен и перекрытий, месторасположение оконных проемов по сторонам света, их размеры, а также число людей, постоянно проживающих в доме.

С удовольствием возьмут на себя обязанности по проведению подобных процедур высококвалифицированные специалисты фирм, которые занимаются реализацией жидкотопливных отопительных устройств. Но следует отметить, что произвести приблизительные расчеты можно и самостоятельно. В случае, если высота потолков в доме или квартире не превышает 3м, то на 10 м 2 площади обогрева понадобится 1 кВт мощности.

Паровые котлы на жидком топливе: установка и расчет топлива

Такие отопительные устройства, как паровые котлы на жидком топливе, оснащены топкой и жаровыми трубами, размещенными внутри емкости с водой - от нагрева вода превращается в пар. Они просты в монтаже и не требуют сварочных работ, а еще - компактны и могут быть установлены в небольших помещениях. Площадь их основания на 40 % меньше, чем площадь основания, которую занимают водогрейные жидкотопливные котлы.

Для их установки нужно отдельное помещение, где обязательно есть вытяжка. Еще одно непременное условие - наличие пластикового или металлического бака для хранения в нем запаса топлива. Если бак пластиковый, он должен находиться в металлическом поддоне, чтобы топливо не растеклось по полу. Теплоприводы должны быть герметичны и утеплены, а чтобы форсунка не засорялась, нужен фильтр тонкой очистки топлива.

Ну а количество солярки, которое требуют паровые котлы на жидком топливе, равно максимальной мощности, деленной на 10. Например, для дома площадью 150-300 м 2 нужно 2-4 т. дизтоплива.

Современные котлы отопления на жидком топливе, несмотря на техническое совершенство и способность эффективно отапливать здания в отсутствие подключения к магистрали централизованного снабжения природным газом, редко встречаются в наших домах. При этом в странах Западной Европы, обладающих более развитой инфраструктурой и трепетно относящихся к проблемам экономии, процент подобного оборудования в общей массе теплогенераторов выше. Предлагаем разобраться вместе, чем хорош и чем плох жидкотопливный котел отопления (ЖТКО) и в каком случае его установка в отечественных условиях себя оправдывает.

На каких видах жидкого топлива работают жидкотопливные теплогенераторы

Бытовые (промышленных это не касается) ЖТКО способны работать на следующих видах топлива:

  • Дизельное топливо - наиболее качественный, но и дорогой вид жидкого топлива. Эксплуатационные затраты при его использовании сравнимы, а при некоторых условиях и выше, чем при отоплении электроэнергией и сжиженным газом.
  • Топливное масло или нефтяное печное топливо - продукт перегонки нефти, схожий с дизтопливом, но получаемый из более тяжёлых фракций. Его теплотворная способность на 15-20% ниже, зато цена почти в два раза меньше. Топливное масло нуждается в более тщательной фильтрации, чем «солярка».
  • Биотопливо - растительные горючие масла, как правило, используются в смеси с дизтопливом или нефтяным маслом. Характеристики растительных масел схожи с нефтяными, стоимость несущественно ниже.
  • «Отработка» - отслужившее техническое смазочное масло, слитое из механизмов. Для автопредприятия, СТО, базы сельхозтехники это находка, ведь топливо ничего не стоит. Частникам редко удаётся найти дешёвый и постоянный источник отработанного масла.

Теплообменники жидкотопливных котлов

Теплообменник - устройство, в котором происходит сгорание топлива и нагрев теплоносителя. В современных котлах он имеет развитое оребрение, позволяющее отбирать максимальное количество тепла в процессе горения. Появились и конденсационные ЖТКО с дополнительной секцией теплообменника, позволяющей утилизировать вторичное тепло отходящих газов. Циркуляция теплоносителя организована по принципу «водяной рубашки».

Теплообменники могут быть изготовлены из чугуна либо стали. Чугунные дороги, тяжелы, боятся термических и механических ударов, зато при аккуратном обращении очень долговечны, служат не менее полувека.

Даже стальные теплообменники жидкотопливных котлов весьма тяжелы, не говоря уж о чугунных, поэтому ЖТКО выпускаются только в напольном исполнении.

Существуют и комбинированные теплообменники из чугуна и стали

Вентиляторные горелки и управление ими

  • Горелка для жидкого топлива имеет встроенные насос и вентилятор. Первый всасывает из бака топливо, впрыскивает под давлением и распыляет его в теплообменнике, второй принудительно подаёт воздух в дозированном количестве, необходимом для горения. Наличие вентилятора заодно повышает эффективность дымоудаления. Жидкотопливная горелка - сложное и недешёвое устройство, чувствительное к качеству топлива. Установка предварительных фильтров и их своевременная замена для его очистки обязательна. Простые и дешёвые горелки могут работать только на максимальном режиме, более совершенные имеют 2-3 ступени мощности. Это способствует снижению потребления топлива и увеличению срока службы оборудования.

Большинство горелок работает на относительно лёгких видах топлива: дизельном, нефтяном масле, биотопливе. Но существуют и горелки с предварительным подогревом топлива для более густого и менее горючего отработанного технического масла, а также универсальные, способные эффективно сжигать все виды. Горелки для «отработки» и универсальные стоят ощутимо дороже обычных.

Универсальная горелка, способная работать на отработанном масле.

  • Автоматика управления современных ЖТКО согласовывает работу горелки с системой отопления в целом, позволяет добиваться экономного расхода топлива и оптимального теплового режима, ничем не уступающего по комфортности газовому и электрическому отоплению. При наличии качественного топлива оборудование работает полностью автономно, многие теплогенераторы могут быть встроены в систему «умный дом», управляться дистанционно.

Вентиляторная горелка распыляет топливо в камере сгорания теплообменника под давлением, воздух также нагнетается

Типы жидкотопливных котлов

О различии горелок по типу топлива мы уже упомянули, о наличии разных ступеней мощности тоже. Пару слов о форм-факторе котлов: горелка может располагаться внутри корпуса теплогенератора либо снаружи. Во втором варианте она является легкосъёмной и может быть за пару часов заменена на газовую. Ещё пару десятков лет назад универсальные теплогенераторы газ/жидкое топливо считались рациональным выбором. Но сегодня, когда появилось конденсационное газовое оборудование с модулируемыми горелками, а универсальные котлы из-за невозможности изменения конструкции теплообменника существенно уступают им по КПД, двухтопливное решение уже нельзя назвать актуальным.

По возможности нагрева воды для горячего водоснабжения ЖТКО делятся на:

  • Одноконтурные, имеют только контур для нагрева теплоносителя.
  • Двухконтурные с проточным нагревателем, горячая вода проходит непосредственно через выделенную секцию водяной рубашки.
  • Двухконтурные со встроенным бойлером.

На заметку: дороже обойдётся, но даст наиболее комфортное горячее водоснабжение установка пары одноконтурный котёл + накопительный водонагреватель косвенного нагрева (бойлер) литров на 100-150.

Сколько топлива потребляет ЖТКО и насколько это дорого

Производители зачастую «стесняются» указывать «аппетиты» своих теплогенераторов. Но мы сможем прикинуть приблизительный расход топлива для жидкотопливного котла отопления самостоятельно. На максимальном режиме горелка потребляет количество дизтоплива, примерно равное её мощности, делённой на 10. То есть, котёл (горелка, если точнее) 20 кВт «скушает» 2 литра «солярки» за час непрерывной работы или 48 в сутки. 20 кВт - этого вполне достаточно для дома площадью 200 м2 в климатических условиях Центральной России. Итак, примем, что 3 месяца в году котёл работает с нагрузкой 75% от максимальной, 3 месяца - 50% и ещё 3 - 25%. Итого получаем 6480 литров за отопительный сезон. Добавим 10% на горячее водоснабжение, получим 7 128 литров или 7,1 м3. Топливного масла потребуется больше, 8,550 литров или 8,5 м3. Нужно понимать, что это очень усреднённые данные, они не учитывают ни уровень исполнения самого котла, ни степень утепления дома. Эффективно теплоизолировав здание снаружи, расход топлива можно уменьшить раза в два, а перейдя на низкотемпературный режим - ещё на четверть.

Про цену топлива говорить не будем, она постоянно меняется и зависит от региона. Чтобы точно просчитать эксплуатационные расходы, нужно найти местных оптовых поставщиков и узнать, в какую сумму обойдётся загрузка того или иного вида топлива в хранилище с учётом транспортных расходов. К слову, в отличие от «солярки», топливное масло не везде и не всегда можно приобрести.

На заметку: в эксплуатационные расходы также следует включить цену замены фильтров, хотя это и несопоставимо меньше самого топлива.

Где и как хранить топливо

Не всегда потребители учитывают необходимость строительства топливохранилища при выборе теплогенератора, а продавцы оборудования им об этом тактично не напоминают. «Солярку» в канистрах не навозишься, к тому же покупать оптом значительно дешевле. Оптом - это значит бензовозом. Самый маленький - на шасси «Газели», вместимость его цистерны - 1,3 м3. Следующий - шасси ГАЗ 3309, он привезёт 4,9 м3. Далее имеются 6,2, 6,5, 6,8 м3 и так далее, максимум 15,8 м3. В стоимости топлива немалую долю «тянут» транспортные расходы, поэтому возить по полцистерны невыгодно. Исходя из этого и сезонной доступности проезда тяжёлого автотранспорта вместимость топливохранилища рекомендуется принимать в пределах 0,25-1 годовой потребности и не меньше доступной в регионе автоцистерны.

Строительные и противопожарные нормы разрешают хранить в котельной запас топлива всего лишь в 50 л, поэтому вместительное топливохранилище должно быть устроено за пределами дома либо в изолированной от здания противопожарной стеной пристройке с отдельным входом. Закапывать, как часто делали раньше, металлический резервуар (к примеру, списанную цистерну) в землю, не рекомендуем. Грунт промерзает, ёмкость и трубопроводы нужно теплоизолировать, сталь со временем корродирует, осуществлять контроль за герметичностью ёмкости невозможно. А новый, долговечный металлический резервуар весьма дорог.

Существуют полимерные топливные резервуары для размещения в грунте, они не подвержены коррозии, но не столь прочны, как стальные

Для небольшого объекта, каковым является частный жилой дом, рациональнее соорудить отдельное хозяйственное строение или пристройку к дому, где можно будет поддерживать положительную температуру. Ёмкости - стандартные полимерные баки, чаще используют на 1000 л. Они компактны, занимают немного места, имеют все необходимые технологические отверстия для объединения в систему, относительно несложно загружаются и очищаются.

Топливохранилище частного дома на 3 м3 в отапливаемом помещении - удобно и безопасно.

На заметку: следует учитывать, что топливохранилище должно иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта.

Плюсы и минусы ЖТКО

Собственно, мы уже упомянули все достоинства и недостатки жидкотопливных котлов, но на всякий случай повторим их:

Плюсы:

  • Высокая степень автоматизации, возможность создавать максимальный тепловой комфорт.
  • Полная автономность от других источников энергии (помимо электроэнергии, но потребности в ней невелики, можно обойтись генератором)

Минусы:

  • Высокие эксплуатационные расходы.
  • Необходимость иметь вместительное топливохранилище, не допускать замерзания его и трубопроводов.
  • Вентиляторные горелки довольно сильно шумят, через стенку хорошо слышна их работа.
  • ЖТКО следует располагать в отдельном помещении с хорошей вентиляцией, желательно никак не связанным с жилыми помещениями - «аромат» дизтоплива неистребим.

Современная котельная на жидком топливе - чистое помещение, вы не увидите в нём луж «соляры» на полу. Но специфический запах топлива всё равно просачивается

Итак, кто же установит в своём доме ЖТКО? Во-первых, тот, у кого нет и в ближайшей перспективе не предвидится прокладка газопровода. Во-вторых, человек не бедный, предпочитающий заплатить больше денег, но получить комфортные условия проживания. В-третьих, тот, в чьём доме отсутствуют достаточные для организации альтернативного отопления электрические мощности, а топить дровишками его не устраивает.

В заключение скажем, что жидкотопливные котлы - довольно сложная техника, требующая профессионального обслуживания. Поэтому установку, подключение и сервисные работы должны проводить специалисты, обладающие соответствующей квалификацией.

Видео: подземный дизельный котел

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом