При каком царе был построен печатный двор. Московский печатный двор

21.04.2024

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

I Печа́тный двор

в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай-городе (в районе современной улицы 25 Октября). В 1564 на П. д. Иваном Федоровым (См. Фёдоров) и Петром Мстиславцем (См. Мстиславец) был напечатан «Апостол», в 1565 - «Часовник». После отъезда Федорова и Мстиславца из Москвы работу на П. д. продолжили Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев, выпустившие в 1568 «Псалтырь». После 1568 книгопечатание перешло в Александровскую слободу. В Москве печатание книг на П. д. возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый П. д. (действовал с 1614). В 1645 и 1679 П. д. был перестроен. В конце 17 в. на П. д. было издано более 500 различных книг, не считая отдельных грамот. Средний тираж книги был около 1200 экземпляров. Светских книг издавалось мало; из них следует отметить «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова (См. Бурцов-Протопопов) (1634), переводное «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» Иоганна Якоби фон Вальхаузена (1647), «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (См. Смотрицкий) (1648), «Уложение» (1649). В конце 17 в. П. д. стал называться типографией. В 1708 здесь была выпущена первая книга гражданской печати - «Геометрия». В 1712 часть станков П. д. была перевезена в Петербург. С 1721 по 1917 в зданиях П. д. находилась Синодальная типография.

Лит.: У истоков русского книгопечатания, М., 1959; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве, М., 1964.

В. А. Кучкин.

II Печа́тный двор («Печа́тный двор»)

имени А. М. Горького, производственно-техническое объединение. Находится в Ленинграде. Специализировано на выпуске большими тиражами политической, художественной, учебной и технической литературы. Основан в 1827 в Петербурге как Государственная типография для печатания правительственных распоряжений, сообщений, отчётов, официальных изданий. Рабочие типографии участвовали в революционном движении (бастовали в январе и сентябре 1905, в феврале 1917 взяли типографию в свои руки). После победы Октябрьской революции 1917 предприятие перешло на выпуск книжной продукции для народа. В 1919 коллектив выполнил почётное задание - отпечатал на многих европейских языках литературу для делегатов 1-го конгресса Коминтерна. Включившись в кампанию по ликвидации неграмотности, типография выпустила буквари и книги для чтения тиражами более 3 млн. экземпляров. В 1922 типографии присвоено название «Печатный двор», в 1936 - имя А. М. Горького. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 основные кадры эвакуированы в г. Пермь. Деятельность «П. д.» возобновилась в 1944, уже в 1947 довоенный уровень производства был превзойдён на 45 млн. листов-оттисков. В процессе восстановления было почти полностью обновлено оборудование печатных и переплётного цехов. В «П. д.» используется только способ высокой печати (См. Высокая печать). В 1968 завершена комплексная механизация основного производства. В 1973 выпуск продукции составил 1277 млн. листов-оттисков, что в 3,3 раза больше, чем в 1940. В послевоенный период массовым тиражом выпущены такие многотомные издания, как 2-е издание.

Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, Собр. соч. В. И. Ленина (4-е изд.) и Полное собр. соч. В. И. Ленина (5-е издание), Собр. соч. А. М. Горького и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Т. И. Михайлов.

  • - Москва. Печа́тный двор первая московская государственная типография. Основана в 1553 в Китай-городе...

    Москва (энциклопедия)

  • - часть станционной территории, на к-рой производятся операции по приему грузов от отправителей, погрузке в вагон, выгрузке из вагонов, выдаче получателям и хранению...

    Технический железнодорожный словарь

  • - в России 16-17 вв. назв. типографии. Первый П. д. в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария...

    Советская историческая энциклопедия

  • - первая русская типография. Основан ок. 1563 при поддержке царя Ивана IV и митрополита Макария...

    Русская энциклопедия

  • - см. Печатное...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. А. М. Горького, см. «Печатный двор»...
  • Большая Советская энциклопедия

  • - I Печа́тный двор в Москве, первая русская государственная типография. П. д. был основан около 1563 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария; находился в Китай-городе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ двор - крупнейшая русская типография, основана в 16 в. Впервые упоминается в 1588...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Барыши с убытками на одних санях ездят. Без наклада барыш не живет. Ср. Барыши барышами, да ведь на торг они с убытками на одном полозу ездят. Даль. Новые картины русского быта. 18, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Барышъ съ накладомъ дворъ объ дворъ живутъ. Барыши съ убытками на однѣхъ саняхъ ѣздятъ. Безъ наклада барышъ не живетъ. Ср. Барыши барышами, да вѣдь на торгъ они съ убытками на одномъ полозу ѣздятъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....
  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Двор обо двор, и калитка во двор...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Счастье с несчастьем двор обо двор живут...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Призыв к терпению, надежде. ДП, 55, 117...

    Большой словарь русских поговорок

"Печатный двор" в книгах

Печатный станок

Из книги Леонардо да Винчи. Настоящая история гения автора Алферова Марианна Владимировна

Печатный станок Разумеется, все вы знаете, что печатный станок изобрел Иоганн Гуттенберг. В пятнадцатом веке многие города обзаводятся своими печатными дворами. Появились печатни и во Флоренции – как раз во времена Леонардо, около 1470 года.Но да Винчи не мог пройти мимо

Глава четвертая Московский Печатный двор

Из книги Иван Федоров автора Бас Израиль Львович

Глава четвертая Московский Печатный двор У кого же учились своему искусству первые русские книгопечатники? С тем же успехом можно было бы спросить, кто обучил мастерству первого портного, первого столяра и так далее.Назревшая необходимость сама вызвала к жизни печатное

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР. «АПОСТОЛ»

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР. «АПОСТОЛ» Пошло дело, как по бархату. Поговорка Иван Грозный почему-то не приказал разгромить типографию сразу после ссылки Сильвестра. То ли забыл, то ли был отвлечен другими делами. Какое-то время она еще продолжала работать, выпустив две книги под

МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

Из книги Повести автора Рубинштейн Лев Владимирович

МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР Петухи пропели на Москве-реке. Ударил колокол в Кремле, и отозвались колокола по всему городу.На кремлёвских стенах в последний раз прозвучала перекличка часовых:- Славен город Москва!- Славен город Орёл!- Славен город Новгород!- Славен

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле

Из книги автора

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии

2.3. ДВОР МАРГАРИТЫ И ДВОР ФРАНЦИИ

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Княжий двор и «двор теремный»

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Княжий двор и «двор теремный» Игорю в Киеве принадлежал «двор княж». Но здесь он, видимо, останавливался только во время наездов в город. Княжеский замок («двор теремный») находился за пределами Киева, «вне града». Эта постройка была необычным явлением для Восточной

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле

Из книги автора

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга

2.3. Двор Маргариты и двор Франции

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

13.1. МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - ЦЕНТР КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

13.1. МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - ЦЕНТР КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА Традиции, заложенные первопечатниками и успешно развивавшиеся их последователями, прервались бурными политическими и военными событиями, происходившими в Русском государстве в начале XVII века. Московские

Глава 4 ВТОРОЙ ДВОР, ИЛИ ДВОР ДИВАНА

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман

«Печатный двор»

БСЭ

Печатный двор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Ленинградский «Печатный двор»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

ОКНО ДИАЛОГА: Печатный двор

Из книги Журнал «Компьютерра» №42 от 15 ноября 2005 года автора Журнал «Компьютерра»

ОКНО ДИАЛОГА: Печатный двор Это в теории. Но жизнь расставляет свои акценты. Несмотря на то что технологически книжки Print-on-Demand сегодня мало в чем уступают своим офсетным собратьям, они никак со старыми технологиями не конкурируют, больших издателей не интересуют и

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.

На Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём.

В 1909 г. перед фасадом Печатного двора был установлен памятник первопечатнику (в советское время перемещён к Третьяковскому проезду).

Допетровское время

Печатный двор упоминается в записках Генриха фон Штадена «О Москве Ивана Грозного». В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали здесь первую датированную книгу «Апостол». При Печатном дворе были изданы Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие книги. Фасад здания украсили изображения Льва (символ царской власти) и Единорога (символ премудрости). Переплеты большинства книг, выпущенных Печатным двором, украшались Единорогом.

неизвестен , Public Domain

В разгар Опричнины Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу, однако в 1587 г. вернулся в Москву на Никольскую улицу. В 1612 г. пострадал от пожара Москвы. В 1620 г. была выстроена двухэтажная каменная палата, куда перевезли семь типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В первой половине XVII в. на московском Печатном дворе работал Василий Бурцов-Протопопов.

При Алексее Михайловиче рядом с Печатным двором были устроены Приказ книгопечатания, Правильная палата и библиотека. В основу последней легли многочисленные греческие рукописи, привезённые из Афона для патриарха Никона. Постройки Печатного двора в течение XVII в. обновлялись, к концу века штат Печатного двора составлял 165 человек.

В целом, с 1564 по 1711 год тут было отпечатано около 700 изданий книг, среди которых были так называемые «четьи» книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий.

Синодальная типография

В 1721 году Печатный двор был подчинён Священному Синоду, а типография преобразована в Синодальную. Незадолго до реформы, в 1703–11 гг., на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости».

В конце XVIII - начале XIX вв. корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811-1815 гг. монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов А. Н. Бакарева и И. Л. Мироновского. Её постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, не раз достраивались или переделывались в «русском стиле». Дворовую часть восточного корпуса в 1871 г. оформил архитектор Михаил Чичагов. Фасады Печатного двора со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик.


F. Benois , Public Domain

Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872-75 гг. архитектор Н. А. Артлебен. По его проекту возведён так называемый теремок с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом и полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев).

Надстройка третьго этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов выполнены в 1890-х годах архитектором С. С. Слуцким.

В 1890-х годах книгохранилище реставрировал архитектор В. А. Гамбурцев, по результатам которого опубликовал «Заметки о ремонте Старого Печатного двора при Московской Синодальной Типографии».

В 1917 г. Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931 г. - Историко-архивный институт (ныне РГГУ)

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом