Обжиг глиняных изделий в домашних условиях. Обжиг глины: технология, правила, температурные режимы и виды

06.01.2024

Обжиг глиняных изделий в домашних условиях

Перед обжигом глиняные изделия обязательно подвергаются сушке при комнатной температуре в течении 3-5 дней, в зависимости от размера. При этом испаряется большая часть влаги в глине. Если снаружи изделие высохло, но внутри осталась влага, то оно может при обжиге взорваться. Взрывается также, когда в глине для лепки присутствуют камни. После обжига глина приобретает новые качества — прочность, жесткость, долговечность.

В домашних условиях, когда нет муфельной печи, изделия можно обжечь на обычной электрической или газовой плите.

В данном уроке мы будем использовать электрическую плитку.

Я использую для обжига своих глиняных изделий - маленькую сковородочку и чугунный горшок. На дно сковородки насыпаем мелкий песок для постепенного нагрева. На песок ставим фигурку и накрываем горшком.

Температуру нагревания надо повышать постепенно. Сначала на 30 минут включаю минимальный нагрев, потом температуру повышаем до максимума на 5-6 часов. Прежде чем вынуть глиняную фигурку , надо дождаться полного ее остывания.

Как обжечь глину дома?

Если Вы не ювелир и не гончар, покупать муфельную печь нет смысла из-за одного изделия.

Перед обжигом просушите изделие в течении 3-5 суток не на сквозняке и не при комнатной температуре, в любой коробке или ящике.

Уложив в коробку, накройте изделие влажной тряпкой и закройте коробку крышкой.

Если этого не сделать, при воздействии высоких температур изделие может потрескаться.

И вся работа пойдет насмарку.

Поместить на песок изделие для обжига, поверх изделие накрыть чем-то металлическим, можно также воспользоваться вторым противнем.

Главное чтобы верхний противень не касался изделия, чтобы не придавил и не испортил внешний вид будущего готового изделия.

* Прогрев произойдет уже через 30 минут;

* Запекание через часа 1,5-2.

* Уплотнение, запекание и прочность только через 5-6 часов на максимальной температуре, которую по своим техническим характеристикам способен выдавать ваш бытовой прибор.

Передержать в духовке можно, но не более 1 часа.

На чугунную сковороду насыпают песок, на песок ставят фигурки или будущие украшения.

Накрывают чугунным горшком — температуру повышают так же постепенно, как и в случае описанном для духовки.

Разрешается републикация материалов в Интернете с обязательным указанием прямой ссылки на «Moscow FAQ»

Как обжечь глину в домашних условиях

Изучаем основы лепки

из природного материала

в домашних условиях

Перед обжигом изделия в обязательном порядке подвергаются сушке. При этом испаряется большая часть влаги в глине. В начале обжига оставшаяся в глине вода полностью испаряется. Как только глина полностью обезвоживается, в ней происходит окисление и частичное плавление вещества на поверхности отдельных частиц и спекание в точках их прикосновения, т.е. идет процесс остекловывания. Таким образом, при обжиге глина приобретает новые свойства - прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу.

Обжиг может осуществляться разными способами. Ранее обжигали в горнах, вырытых в земле, которые топились дровами. Использовались для обжига и разные виды топлива (самые распространенные сейчас - электричество и газ). Удобно использование электрических муфельных печей, которые бывают разные по размеру (при увеличении размеров печи или температуры возрастает расход электроэнергии), но не требуют установки специальной отдушины или дымохода. В жилом помещении ее следует изолировать и проветривание необходимо. При первом обжиге, с использованием новой печи, следует быть готовым к хорошей вентиляции помещения… соседство с ней мне показалось несовместимым. Это не только запах, позаботится о своем здоровье обязан каждый.

Обжиг требует высоких температур и длительного времени. Температура должна повышаться и понижаться постепенно. Вот почему удобно использование электрических муфельных печей, где можно совместить процесс сушки - медленно (температура должна возрастать при этом медленно, чтоб не образовывались перекосы и трещины) до 150-200 в течении 1-2 часов, затем подъем температуры с интервалом 1 час до конечной температуры 900-1100 в течение 4-6 часов (например, с установкой режима 400–600-800-1000). В печах встраивается компьютеризированный термоэлектрический пирометр, который осуществляет контроль температурной шкалы или устанавливается ручной терморегулятор. Что происходит при изменении температуры в печи? При температуре 200–400 удаляются органические вещества, присутствующие в глине. При 500 происходит полный процесс обезвоживания. От 680 начинается процесс остекловывания, флюсы в составе глиняной смеси начинают расширяться и, выполняя роль клеящихся веществ, скрепляют твердые частицы, заполняя поры. При 800 начинается процесс перехода флюсов в стеклообразное состояние (остекловывание). Изделие уменьшается в объеме, становится твердым. От 900 и выше - при достижении оптимальной температуры она поддерживается в течение некоторого времени, чтоб перейти к этапу закаливания, пока температура не снизится до 100. Если изделие извлечь из печи раньше, то оно получит термический удар, что приведет к расколу. Не спешите вынимать неостывшее изделие из печи! Если раскол в местах соединения произошел в печи, то был нарушен процесс соединения (торопиться и здесь не годится!). Причиной раскола может быть и неправильное расположение изделий в печи, они не должны соприкасаться друг с другом и близко прилегать к нагревательным элементам (следуйте инструкции, с которой нужно ознакомиться перед началом использования печи… в ней есть все необходимые рекомендации).

Увеличение времени и температуры обжига предусматривается для изделий в зависимости от материала, их размера, желаемого результата. В таблице ниже приводятся различные состояния трёх образцов.

Предвижу вопрос: «А если нет печи, то каким образом обжечь изделие?». Мне довелось на даче использовать самый примитивный и непредсказуемый способ - обжиг на костре (в специальной литературе такого не порекомендуют, так как этот дикий способ может погубить ваши работы). Я решилась провести эксперимент. Сложила небольшую двухстороннюю кладочку из кирпича (лучше, если есть возможность с четырех сторон ее выложить и оставить место для закрываемого отверстия, чтоб легче костер разжечь). Высота кладочки моей была в 4 кирпича, но это не столь важно, главное в том, чтоб потом была возможность эту кладку сверху накрыть вместе с изделием и оставить до полного затухания и остывания костра. А положить изделие нужно так, чтобы угли не соприкасались с ним. Для предохранения изделий от загрязнения и механических повреждений при обжиге в открытом огне (на костре и в печи) их можно поместить в специальные капсели. Простейшие капсели изготавливают из консервных банок, пробивая в них несколько мелких отверстий, чтобы при обжиге изделия не потемнели.

Сначала разожгите костер (годятся только березовые поленья), потом освободите центральное место для высушенного (это обязательное условие для любого обжига!) изделия, и на кирпичном основании или в капсели на земле разместите его так, чтобы со всех сторон была высокая температура, когда костер разгорится (это нужно для равномерного обжига). Потребуется контроль за более — менее постепенным повышением температуры. Я нагревала изделие в электрической духовке и в теплой рукавичке переносила его в разогретое место у костра (чтоб избежать перепада температур). Если поставите холодным, то и костерок близко не подпускать в начале обжига, дать разогреться, потом наблюдать за температурой. Когда шашлыки готовим, то оберегаем мясо от огня, а глину можно не оберегать, только дать ему постепенно к ней подбираться, чтоб не разорвало изделие от резкого повышения температуры, а когда огонь перестанет взметаться, то можно и сверху чем-то несгораемым прикрыть (крышкой от мангала, куском старого металлического листа и т.п.). У меня под рукой оказался ржавый кровельный кусок, которым обдуваем костер разжигая. Дальше можно оставить бесконтрольно догорать и остывать. Весь процесс горения не меньше трех часов, да еще на остывание медленное время понадобится, поэтому вечерком, да бегом ничего не получится (за обжигом нужно наблюдать). Изделие должно со всех сторон обогреваться, иначе услышите щелчки от разрывов (детей лучше рядом не сажать, вдруг осколок отлетит), такая практика при этом способе возможна. Удачные результаты получаются с маленькими по объему изделиями, свистульками, но гарантии, сохранить каждое из них, у вас все-таки нет.

На даче можно приспособиться обжигать и в русской печи (небольшие изделия поставить на противень вдаль, не допуская соприкосновения с углями или использовать капсели, впереди - 10-12 березовых поленьев и процесс протекает до остывания печи). Буржуйку тоже можно использовать для обжига, если соблюдать все основные моменты: постепенное повышение температуры, длительный процесс выдержки изделия в печи и постепенное понижение температуры. Если в квартире, то на последнем этапе сушки можно изделия разогреть в духовке, потом на газу обжигать или без подогрева, но очень осторожно с самого низкого режима. Поместить на чугунную сковородку, закрыть крышкой плотно и постепенно повышать температуру, т.е. добавлять газ с интервалом. Не открывать до окончания обжига и полного остывания. Все получится на «глазок», но методом проб и ошибок можно свистулечки или маленькие игрушки обжечь и таким способом. Показателем того, состоялся ли обжиг, будет изменение цвета изделия, причем равномерности цвета достичь будет сложно.

Рисковать и тратить время на такого рода обжиг с «неожиданным результатом» (управлять в полной мере им невозможно!) не советую тем, кто имеет возможность сдать изделие на обжиг в муфельных печах в организации, которые занимаются этим профессионально. Знаю, что по определенным дням изделия для обжига от частных лиц в Петербурге принимают в учебных мастерских на территории Александро – Невской Лавры, есть много учебных центров и творческих студий в каждом районе города, где оказывают дополнительные услуги по обжигу изделий в печах за небольшую плату. Найти не сложно по справке или через интернет.

Камерная печь для проведения раку-обжигов (горелка от пропановых баллонов)

Создание самостоятельно газовой печи для обжига тоже возможно, но потребуются соответствующие материалы: металлическая сетка, огнеупорное волокно, жаростойкие кнопки, проволока, из которых изготавливается цилиндр и устанавливается он на основании из цемента и огнеупорных кирпичей с горелками, работающими на газе пропане (температуру можно получить до 980 градусов).

На открытом воздухе проще изготовить печь на опилках. Для этого понадобятся железный бак и мелкие опилки (они горят медленнее). Температура будет не выше 700 градусов, но ее достаточно для обжига мелких изделий. Цвет будет неравномерным, поскольку зависит от расстояния изделия от пламени. В баке проделать отверстие для доступа воздуха, чтоб обеспечить горение опилок, которыми он будет заполнен. На высокий слой мелких опилок укладываются изделия так, чтобы они не соприкасались друг с другом, не мешая циркуляции воздуха, а свободное пространство заполняется прессованными опилками слоем около 10 см. Вертикально поместить свернутый лист бумаги для розжига на расстоянии около 10 см от края бака и насыпать боле крупные опилки или мелкий сушняк, которые сгорают быстрее. До верха оставить еще незаполненное свободное пространство, примерно одна пятая часть высоты бака. Затем зажечь «фитиль» и накрыть бак металлической крышкой. Опилки будут гореть медленно, долго и опять-таки соблюдаем правило - извлекать изделия можно будет только после полного остывания. Они станут черного цвета, так как во время обжига дым и уголь способствуют созданию эффекта черной, блестящей поверхности.

Для посуды, чтоб она была менее водопроницаемой и поэтому более прочной, может использоваться 3-й и 4-й этап обжига - 3-й этап представляет собой обвар, когда ее горячую из печи окунают в заранее заготовленный очень жидкий клейстер (100 гр. муки на 5 л. воды) из ржаной или овсяной муки, или окунают в молочную сыворотку или квасную гущу. 4-й этап - это второй обжиг после окунания.

Второй и третий обжиг изделий применятся также в особых техниках декорирования и технологиях керамики, что представляет собой отдельную тему для изучения.

Декорирование керамики. История, основные техники, изделия. Практическое руководство

Сайт полезных знаний

Форма входа

Лепка из глины – занятие увлекательное, как для детей, так и для взрослых, способствующее развитию мелкой моторики, пространственного воображения и вкуса. Кроме того, это занятие благотворно влияет на нервную систему, успокаивает и помогает отвлечься от бытовых проблем.

Изделия из глины, будь то посуда, игрушки или бусины, после соответствующей обработки становятся чрезвычайно прочными, не пропускают влагу и способны храниться долгие годы.

Даже столетия. Не зря археологи находят черепки от глиняной посуды пролежавших в земле несколько веков!

Обжиг глины – одна из стадий такой подготовки.

Готовые изделия необходимо сначала просушить в течение 5 – 14 дней, в зависимости от их размера и сорта глины.

Сушка проходит в сухих, теплых помещениях. Сквозняки и сырость – недопустимы. За это время из вылепленного изделия уходит влага.

Если горшок или, к примеру, свисток, сразу поместить в печь, то влага, оставшаяся в порах, попросту взорвет его.

Температура обжига глины от 800ºС (низкотемпературная гончарная глина) до 1450ºС (для фарфора).

Процесс должен проходить постепенно, нагрев начинается со 150ºС, постепенно температура повышается до 500ºС.

В это время выпариваются остатки влаги. При достижении 900 ºС и выше происходят процессы «стекленения», которые и придают гончарным изделиям их свойства.

Достичь такой температуры можно в специальных муфельных печах, которые и используют профессионалы.

Как обжечь глину не имея муфельной печи? Если речь идет о небольших предметах и имеется возможность разжечь костер (например, на даче), то можно в нем их и обжечь.

Для этого сооружается некое подобие колодца из кирпичей: на расчищенное место кладется кирпич, вокруг него укладываются дрова, а вокруг стены из кирпича.

На кирпич-основание и устанавливается изделие. После прогорания дров «колодец», накрытый крышкой, медленно остывает.

Можно поступить иначе: предварительно прогретое изделие кладут в жестяную консервную банку и ставят в костер.

Однако этот способ годится только для мелких поделок.

Обжиг глины дома возможен, хотя и проблематичен. Некрупные глиняные поделки можно попытаться обжечь на сковороде, на газовой или электрической плите.

Для этого на дно сковородки насыпаем песок, на него устанавливаем игрушку и накрываем подходящим по размеру чугунным горшком.

Нагрев должен происходить постепенно и продолжаться достаточно долго – пять шесть часов. После обжига необходимо дождаться полного остывания изделия.

Обжиг глины в духовке, что бы ни советовали «умельцы» в сети, невозможен (речь идет об обычной, а не о полимерной глине).

Бытовой шкаф имеет максимальную температуру нагрева 250ºС, а для того, чтобы придать глине необходимые свойства требуется как минимум 800ºС.

Copyright © 2011 — 2013. http://1but.ru .

Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.

Для придания глиняным изделиям дополнительных свойств их подвергают воздействию высоких температур - обжигу. Но технология обжига глины достаточно сложна и ресурсоемка, поэтому я постараюсь рассказать о некоторых нюансах, с которыми вы можете столкнуться.

Подготовка к обжигу

Перед обжигом изделия его нужно хорошенько просушить в течение 2 - 7 дней в зависимости от величины изделия. Сушить изделие нужно подальше от нагревательных приборов, прямых солнечных лучей, сквозняков - то есть исключить любые резкие изменения среды, в которой находится изделие. При комнатной температуре и в темном сухом изделие будет просушиваться равномерно.

При неравномерной просушке изделие может потрескаться и его мелкие детали просто отвалятся. Недостаточная просушка приведет к возникновению дефектов при обжиге. Пересушить изделие невозможно.

После того как изделие высохло нужно внимательно осмотреть его на отсутствие трещин. Если таковые имеются - можно попробовать их замазать жидкой глиной, но это не дает гарантии сохранности изделия при обжиге. Самый лучший вариант - не допускать появления трещин, а это получается при качественной лепке и грамотной подготовке глины.

Обязательно проверьте звук свистульки - если он исчез или стал глухим, то еще не поздно попробовать все исправить.

В некоторых ситуациях за время усушки в изделиях может поселиться паучок (был случай, когда он облюбовал одну из моих свистулек), в таком случае его нужно переселить в безопасное место .

Заключительным этапом подготовки будет шлифовка изделия. При шлифовке могут исчезнуть следы отпечатков пальцев, различные крошки и бугорки, и изделие обретет благородный вид. Шлифовку можно провести наждачной бумагой небольших номеров.

Условия для обжига

Температура. Самое главное в обжиге - это плавное увеличение температуры обжига и постепенное остывание изделия после обжига. В первые два часа температура не должна превысить 400 градусов. Диапазон температур должен быть в пределах 300-900 градусов Цельсия. При более низких температурах обжиг будет недостаточным и изделие не приобретет необходимых свойств. При высоких температурах изделие может быть полностью разрушено.

Продолжительность. В зависимости от величины изделия и способа обжига длительность процесса может колебаться от 8 часов до нескольких суток. Совсем небольшие изделия можно обжечь за минимальный срок.

Состав материала. От состава глины во многом зависит технология обжига. Природная глина имеет примесь песка и чем меньше песка - тем меньше температура обжига. На моей практике были случаи, когда порошковая покупная глина при 750 градусах буквально закипала и засыхала в виде пористой губки. Изделие при этом было полностью разрушено. В составе глины не должно быть камней и воздуха. Если материал неоднороден - произойдет разрыв. Так как материалы разных плотностей будут расширяться при изменениях температуры по разному.

Качество лепки. Основным требованием к лепке является отсутствие пузырьков воздуха в изделии. При повышении температуры воздух расширится и будет искать выход, разрывая изделие. Поэтому при замазывании трещин и скреплении частей изделия исключите возможность образования воздушных капсул.

Способы обжига

Обжиг в муфельной печи. Существует несколько способов обжига глиняных изделий, но самым распространенным является обжиг в муфельной печи. Это электрическая печь, снабженная механизмом регулировки температуры.

Современные печи имеют автоматические программы обжига изделий различных типов, окно для просмотра состояния изделий и прочие опции. Еще немаловажной характеристикой муфельной печи является объем камеры. Некоторые мечи имеют цилиндрическую камеру, в которую можно поместить только небольшие изделия, а есть большие печи для обжига гончарных изделий и скульптур.

Обжиг на костре или в неэлектрической печи. Довольно нетривиальная задача, связанная прежде всего с тем, что нет возможности полностью управлять температурой. Кроме того печь редко топят в течение восьми часов да и у костра треть суток высидеть сложно. Однако если вы все-таки соберетесь - поместите изделие в емкость с песком - это сгладит резкое повышение температуры.

Обжиг в домашних условиях. На газовой или электрической плите тоже можно провести обжиг глиняного изделия, но предупреждаю - это довольно опасно и качество обжига все равно будет далеким от идеального. Для этого можно взять чугунную сковородку с промытым сухи речным песком и поставить ее на огонь. Сверху нужно аккуратно установить изделие и накрыть несгораемой емкостью - глиняным горшком или кастрюлей. Процесс должен быть под наблюдением и помещение стоит регулярно проветривать, чтобы не вызвать перегрев и перенасыщение воздуха ядовитыми газами.

Зачем нужен обжиг

В процессе обжига глина избавляется практически от всей влаги, поэтому изделие становится значительно легче. Кроме того элементы глины спекаются и превращаются в единый керамический слиток, который устойчив к деформациям и проникновению влаги. Отсюда и вся необходимость обжига.

Обожжённые изделия готовы к окраске, а после окраски и к использованию.

Это важно знать

После обжига глина не пригодна для лепки, так как это уже не глина, а керамика.

Обжиг можно производить из нескольких раз, постепенно увеличивая предельную температуру для достижения оптимальных результатов и наработки опыта.

После основного обжига изделие можно покрыть специальным составом и еще раз обжечь. Расплавившись состав образует глазурь.

В процессе усушки и обжига изделие может быть деформировано и в итоге стать меньше чем планировалось. Поэтому при создании изделия нужно учитывать состав глины и назначение будущего изделия. Глина с высоким содержанием песка менее подвержена сжатию.

В процессе обжига будут выгорать органические соединения (особенно у природной глины) - это может привести к неприятным запахам. Необходимо иметь возможность проветривать помещение.

Готовность изделия можно определить по весу, цвету и звуку. После обжига любая цветная глина краснеет. Если она почернела - изделие перегрелось, если не изменила цвет - недостаточно обожглось. Обожжённые изделия имеют более малый вес и звонкую натуру. Однако свистульки при обжиге могут полностью потерять звук (неисправимо) или наоборот преобразиться.

В любом случае правильный обжиг глиняных изделий может быть достигнут только с опытом. Поэтому дерзайте и удачи!

1. А где вы глину берете?
- Глину для лепки можно купить в магазинах, которые продают материалы для творчества. Также глина продается в интернете, можно воспользоваться услугами поисковика, чтобы найти такие магазины. Что касается Московского региона - глина есть в Гжели и там она стоит дешевле. В Москве это например магазин для керамистов Хорсс на Ул. Верхняя Масловка, 18 или Воронцовский комбинат, Ул. Архитектора Власова, 57

2. Можно ли самому накопать и использовать для лепки глину из карьера?
- Можно, но для этого глину сначала нужно очистить от примесей (например мелких камушков). Для этого глину разводят в воде до консистенции сметаны и процеживают через мелкое-мелкое сито (хорошо подходят фильтры для кофе). Затем глину выливают на гипсовые плиты (их можно изготовить самостоятельно или купить в специализированных магазинах, в том же Хорссе) и она "оттягивается"-гипс впитывает лишнюю влагу, а подсохшая глина легко снимается с плит и ее можно использовать для лепки. Если без гипсовых плит, то надо дать глине отстояться и слить сверху лишнюю воду. Затем нужно ждать пока глина подсохнет до такого состояния, когда из нее можно лепить. С гипсовыми плитами глина сохнет намного быстрее.

3. Можно ли обжигать глину в духовке или микроволновке? или нужна специальная печь?
- Нельзя, потому что для обжига необходима температура порядка 1000 градусов. Духовка прогревается только до 250. Микроволновка тоже не подойдет, нужна специальная печь.

4. Можно ли поставить дома печь для обжига?
- Можно небольшую. Это может быть или муфельная лабораторная печь, сделанная на заводе. Или собранная печником по вашим индивидуальным размерам. Хороших печников обычно знают гончары и могут посоветовать мастера. Но также надо учитывать, что не полезно дышать испарениями, которые выделяются во время обжига и для печи все таки лучше использовать отдельное помещение, желательно с вытяжкой.

5. Можно ли работать дома на гончарном круге?
- Можно, если не жаль квартиру, вернее ремонта в ней. Потому что брызги будут лететь с круга в разные стороны, как бы вы ни старались аккуратно крутить. Хотя многие мастера держат дома круг, выделив для него специальный уголок или защитив квартиру клеенками и шторками.

6. Можно ли с первого раза сделать изделие на гончарном круге?
- Полностью самостоятельно - маловероятно. Но с помощью мастера вы обязательно сделаете свою первую работу, которой можно будет пользоваться. Возможно она будет кривовата, но это только придаст ей дополнительный шарм.

7. Можно ли изготовить крышку для заварного чайника взамен разбившейся?
Можно, но довольно проблематично, так как глина во время сушки дает усадку 8-10%, а значит будет трудно подгадать с размером. Быстрее и проще сделать новый чайник.

8. Можно ли сразу обжигать только что слепленное изделие?
Нет, необходимо чтобы изделие сначала полностью высохло. В естественных условиях это происходит 5-7 и более дней (вплоть до месяца для огромных изделий) и только потом его можно обжигать. Если поставить в печь сырое изделие оно взорвется

9. Что делать, если после сушки у кота отвалились уши?
Зависит от того, из какой глины вы его слепили. Некоторые глины позволяют чуть размочить то место, куда надо приклеить уши и сами уши и попробовать их примазать. Если с вашей глиной этот номер не пройдет -можно обжечь и уже после обжига приклеить либо на глазурь, либо на силикатный клей, если не планируете обжигать с глазурью. А в дальнейшем-старайтесь еще при лепке хорошенько приклеивать детали на воду или на шликер-так называется жидкая глина.

10. Можно ли заделать трещину на керамическом изделии?
Зависит от трещины. Если это микро трещина, то вполне вероятно, что она скроется под слоем глазури, но может и наоборот стать еще больше. Это станет ясно после обжига с глазурью. Если вы не планируете глазуровать изделие, а хотите расписывать акриловыми красками -можно заделать трещину гипсом, и затем покрасить акрилом. Гипсом можно заделать трещину любого размера. Изделия, покрытые акриловыми красками нельзя использовать в пищевых целях.

11. Можно ли наливать воду в керамические изделия (вазы, кружки), не покрытые глазурью?
Керамика-пористый материал и без дополнительной обработки будет пропускать воду. Именно поэтому ее покрывают глазурью. Также керамику можно обваривать в молоке при температуре примерно 350-380 градусов, молоко выгорает и забивает поры, поэтому изделие перестает пропускать воду и приобретает темный оттенок. Этот способ придумали еще до изобретения глазурей, называется он молочение.

Обжигать небольшие керамические изделия можно в домашних условиях на газовой плите. Электроплита для этого не подойдет, электроконфорка не дает необходимой температуры.
Для обжига необходимо изготовить элементарное приспособление из двух консервных банок. Банки должны быть жестяные, а не алюминиевые. Размер их подобрать следует таким образом, что бы зазор между стенками вложенных друг в друга банок составлял 1-1,5 см.

Пространство между стенками лучше всего заполнить асбестом или минеральной ватой, в крайнем случае сухой глиной. Края замазать сырой глиной, что бы теплоизолятор не высыпался.
Необожженное изделие кладете на конфорку плиты и накрываете полученным теплоизолирующим колпаком. Головка курительной трубки у меня обжигалась за 2-3 часа. При первом обжиге желательно хорошо проветривать помещение, так как сгорает лак на консервных банках.

Рабочую камеру сделал из маленькой консервной банки (D=6,2 см; высота: 7 см; объем: 210 мл -- очень популярный формат упаковки зеленого горошка или фасоли). Хорошая крышка вышла из обломка кирпича, который с плоской стороны тщательно притер к банке и обколол лишнее с боков и с верха. Из еще одной консервной банки (8,5 x 5 см) соорудил штатив для того, что бы разместить дно камеры обжига точно в верхней части пламени конфорки. Термоизоляцию стенок камеры изготовил из минваты пропитаной шликером. Как оказалось, такой материал легко формуется и прекрасно прилипает к отожженой жести в сыром виде, при высыхании совершенно не трескается (даже не смотря на то, что я облепливал внешнюю сторону банки) и намертво пристает к поверхности, не лохматиться и не колет руки, не обсыпается. Получилась такая прочная "шуба" более толстая в верхней части. Низ минватно-глинянного кокона, после его высыхания, зашпатлевал "замазкой" из осадка оставшегося после отмучивания глины смешенного с равным количеством порошка из размолотого красного кирпича. Из этого же материала сформировал шесть ребер, за которые вся камера держалась на штативе. Подсохшую "замазку" залощил. Самый низ банки-камеры (миллиметра 2-3) и донышко оставил открытыми -- эти части должны полностью находиться в пламени.

Процесс протекал так:
Размещал установку с открытой крышкой над конфоркой (изделия для обжига уже находились внутри камеры); зажигал самый маленький огонь и он так горел минут пять-десять; следующие минут пятнадцать постепенно открывал газ до трети мощности; за это время происходила просушка изделий. Потом закрывал камеру крышкой и в течении 20 - 30 минут открывал газ до максимума, при этом контролируя равномерность накала камеры по цвету каления донышка. Дальнейший обжиг проводил столько времени, сколько мог себе позволить -- часа три. Газ перекрывал постепенно втечении примерно получаса.

Однако, все же хороший черепок получался, если повторить процедуру два раза. Т.е. по-хорошему, время обжига нужно увеличить часов до 5 - 6, пойду в отпуск обязательно попробую.

Еще вариант

НАКОНЕЦ то и я обжег. Керамическая трубка для курения. Только сделал следующим образом. Подъехал на строительный рынок и купил 10 шт шамотных огнеупорных кирпичей (ША или ШБ) . На решетке плиты аккуратно выложил квадрат таким образом чтобы сверху закрывался двумя кирпичами. Около 6-8 надо. Далее положил туда изделие, включил на минимум и раз в 20 мин поднимал пламя. Обжиг терпения хватило проводить 3 часа. Как оказалось более чем достаточно. При этом изделие находилось в красном раскаленном виде.
После остывания изделие приобрело характерный керамический звон, прочность и не размывается водой.
Автору спасибо за пост. Пишем здесь практику.
Планирую собирать муфельную камерную печь своими силами.

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом