Фаянсовая посуда. Разновидности и уход

19.11.2023

Фаянс (фр. faïence ) - одна из разновидностей керамики, отличающаяся плотностью и наличием мелких пор. Каждое такое изделие обязательно покрывается глазурью. Название произошло от французского города Фаэнца, где когда-то в больших количествах производили посуду из этого материала. При изготовлении фаянса используются те же компоненты, что и при изготовлении фарфора. Отличие лишь в соотношении компонентов и в режиме обжига. Фаянсовые изделия стоят несколько дешевле фарфоровых.

Высшим сортом считается опак. Стоимость этой разновидности сравнима со стоимостью фарфора. В основном фаянсовая смесь состоит из глины, кварцевого песка, полевого шпата. При изготовлении мягких видов иногда также добавляется мел.

История фаянса

Изделия из материала, очень похожего на фаянс, изготавливались в Древнем Египте, а также в Китае IV – V вв. Позднее технология была заимствованы иранцами, корейцами и японцами (XI – XIII вв.). Особую ценность имели иранские изделия, покрытые кремовой глазурью. В Европе фаянс впервые начали выпускать только в середине XVI века. Французские мастера изготавливали покрытый кобальтовой синей либо многоцветной подглазурью материал. В XVIII – XX веках производство фаянса в Европе достигло наивысшего расцвета. Фаянсовые изделия того времени отличались замечательными практическим и эстетическим свойствами.

Предшественницей фаянса у нас в стране была майолика. Производилась посуда из нее на фабрике Гребенщикова, открытой в 1724 году (Петербург). Именно на этой, а позже и на гжельских фабриках начали выпускать первый фаянс. На широкую ногу производство изделий из этого материала было поставлено в начале XIX века. В это время были открыты крупнейшие заводы Ауэрбаха недалеко от Твери и Киево-Межигорский.

Разновидности фаянса

Сегодня выпускаются самые разные виды фаянса. В основном различают глинистый, мягкий (известковый) и твердый (полевошпатовый) материалы.

Для изготовления твердого фаянса используются высококачественные глины (50 – 65%), полевой шпат и кварц (примерно 10%). Такие изделия отличаются высокой прочностью и долговечнее других. Чаще всего из твердого фаянса выполняют посуду.
В состав мягкого фаянса входит больше глины (75 – 83%). Изделия из него имеют меньшую прочность.

В наше время изготавливают также майолику и гончарные керамические изделия, которые можно отнести к разновидностям фаянса.

Гончарная керамика – старейший вид изделий из глины. Такие изделия отличаются естественно окрашенным непросвечивающим черепком. Цвет его может варьироваться от желтого до темно-коричневого. При изготовлении такой посуды используются окрашенные легкоплавкие глины. В состав также добавляется кварцевый песок (около 15%). Гончарная посуда способна выдерживать очень высокие температуры, поэтому ее используют для приготовления пищи в печах и духовках.
Майолика – разновидность фаянса, отличающаяся цветным или светлым мелкозернистым черепком. При изготовлении такой посуды могут быть использована глина с большим содержанием примесей окислов железа.

В XIX веке в России выпускался в основном белый фаянс. Иногда на ярмарках также можно было встретить полуфаянсовую посуду с синей росписью или золотистым люстром. Выпускали эти изделия мастера Гжели. Оформленную рисунками же посуду из этого материала впервые начали изготавливать на фабрике товарищества Кузнецова. Изделия, выпускаемые здесь, представляли собой опак, украшенный рельефами, печатными изображениями и цветной глазурью. Несмотря на дешевизну, такая посуда отличалась высокими художественными качествами. В последующем предприятие Кузнецова было переименовано в завод имени М. И. Калинина, а еще позже – в Конаковский фаянсовый завод. В середине прошлого века мастерами этого предприятия выпускалась исключительно посуда, декорированная надглазурным способом. Шаблоны и трафареты для печати рисунков подготавливали известные художники. Помимо печатного способа украшения фаянсовых изделий, в это время на заводе также использовалась роспись и аэрография.

После Великой Отечественной войны фабрику пришлось восстанавливать. На первых порах был налажен выпуск лишь старого, еще кузнецовского столового сервиза, широко известного, как «сервиз №2». Расцвет конаковского фаянса, отличающегося прекрасными рабочими и эстетическими качествами, пришелся на 50-е годы прошлого века. Изделия этой фабрики пользовались заслуженной популярностью как в СССР, так и за рубежом. Художникам Конаковского завода удалось полностью раскрыть все привлекательные свойства фаянса и майолики. Именно в этот период на предприятии была запущена поточная линия для декорирования посуды через шелковую сетку и деколью. В 1975 г. на заводе был организован участок малосерийной продукции. Здесь изготавливалась самая красивая фаянсовая посуда СССР тех лет.

На сегодня эта компания считается одним из крупнейших производителей декоративного фаянса и майолики. Конаковское предприятие производит две разновидности керамических изделий, отличающихся технологией глазурирования, политого обжига и декорирования.

В современной России существует огромное количество и других компаний, занимающихся производством фаянсовых изделий (московские «Промыслы Вербилок», Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение» и др.). Благодаря своей дешевизне, высоким декоративным качествам и прочности фаянсовая посуда по-прежнему остается необыкновенно популярной у потребителя. Подобные изделия предназначены зачастую не только для повседневного использования. Красивые фаянсовые сервизы традиционно служат настоящим украшением для праздничного стола.

(франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) - разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.).

Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи - прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.

Прототипом фаянса являются изделия Древнего Египта ("египетский фаянс")
Изделия с черепком из красной глины, которые требуют покрытия белым ангобом, называют полуфаянсами (турецкие полуфаянсы).

Изделия из керамики, стекла , люстрирование - традиционный вид художественных ремесел народов арабских стран. Арабы привнесли это искусство в XI-XII вв. в Испанию (см. испано-мавританское искусство), а оттуда традицию расписных керамических изделий заимствовали итальянцы. Название "майолика" появилось в результате искажения слова Майорка - острова в западной части Средиземного моря, через который осуществляли ввоз испанской керамики в Италию.



В XVI в. одним из центров производства расписной итальянской майолики был г. Фаэнца . Изделия мастерских этого города вывозили в страны Центральной и Северной Европы, поэтому их и стали называть "фаянсами ". Помимо Италии в эпоху Возрождения изделия расписного фаянса изготавливали в Нанте, Ниме, Невере. Многие из этих образцов неотличимы от итальянских. В Руане в 1537-1557 гг. работал выдающийся мастер Массео Абакен.

Гордостью французского Ренессанса являются "фаянсы Генриха II» (см. Сен-Поршера фаянсы).

Между изделиями из фаянса и фарфора не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору. Западноевропейские мануфактуры долгое время производили и фаянсовые, и фарфоровые изделия. Однако по мере освоения новой технологии предпочтение отдавали фарфору.

В XVII-XVIII в. голландские мастера, подражая дорогим привозным изделиям из китайского фарфора, изготавливали собственные, из фаянса.
Шедеврами эпохи Неоклассицизма второй половины XVIii в. являются английские фаянсы мастерской Дж. Веджвуда. Успех подобных изделий привел к тому, что слово "фаянс ", как и "фарфор", превратилось в метонимию (переименование) одной из разновидности декоративно-прикладного искусства.
Изделия расписного фаянса производили французские мануфактуры в Париже , Сен-Клу, Лилле, Марселе, Мустье, Страсбурге.
В Германии действовали мануфактуры в Ансбахе, Байройте, Аугсбурге, Хёхсте, Фульде, Нюрнберге, в малых городках Тюрингии.
В Англии традиционным районом керамического производства было графство Стаффордшир (см. также глино-каменные массы; "тофтовские фаянсы").
В России производство фаянса из тонкой белой глины существовало в XVIii-XIX в. в подмосковной Гжели (см. гжельская керамика), в г. Скопи́не Рязанской губернии (см. скопинская керамика).
Существуют разновидности фаянсовой массы искусственно окрашенной в разные цвета. Изделия из майолики, или фаянса, покрытые слоем блестящей глазури, иногда условно называют "эмалированным фаянсом" (см. эмаль).

Каталог французской фаянсовой посуды Gien -

Перед любым человеком, одиноким или семейным, не раз стоял вопрос выбора керамической посуды для кухни. Дело это ответственное и не такое простое, как кажется на первый взгляд. Женщины особенно заботятся о качестве и внешнем виде столовых, чайных, кофейных сервизов на каждый день и для торжественных приемов. Для гостей обычно приобретается изящный, благородный, дорогой фарфор. А для ежедневных трапез стоит подобрать незатратный, но качественный фаянс.

Покупая набор посуды, для подстраховки идеально прикупить дополнительно несколько тарелок, чашек в розницу. Это позволит сохранить сервиз целым при случайном повреждении отдельных предметов.

Историческая справка

Фарфоровая, терракотовая и фаянсовая посуда - это виды изделий из керамики. Исторические корни фаянса уходят к Древнему Египту и Месопотамии. Там еще в четыре тысячи пятисотом году до нашей эры делали посуду из кварцевой гальки с примесями железной и медной руды, а также соды и известняка. Керамическая посуда такого вида, в котором она известна сегодня, появилась в Китае в тринадцатом веке нашей эры. За разглашение рецепта керамической смеси китайским ремесленникам грозила смертная казнь. В Европе почти аналогичную формулу удалось получить немецкому алхимику Беттгеру только в тысяча семьсот десятом году. В Германии и сейчас работает Мейсенский завод, один из лучших производителей керамической посуды. Под названием майолики в семнадцатом веке фаянс производился итальянскими мастерами. Собственно название пошло от имени итальянского города Фаэнца. Широко известен французский фаянс из Сен-Порше. С восемнадцатого века фаянсовая посуда стала производиться в России. До сих пор знаменита и ценится туристами со всех концов мира посуда из Гжели.

Отличают ее узоры синего цвета с золотом. Росписями по сырой эмали прославились умельцы московской фабрики фаянсового первопроходца Гребенщикова.

Разновидности фаянса

По месту производства и происхождения фаянсовая посуда бывает китайской, персидской и европейской. Основными составляющими, от шестидесяти до восьмидесяти пяти процентов, необожженного теста фаянса всегда служат каолин и пластичная глина. В качестве примесей используют чаще полевой шпат и кремнезем, реже мрамор, мел, доломит. В зависимости от примесей фаянс бывает соответственно полево-шпатный или известковый. Механические характеристики делят фаянс на твердый и мягкий. В состав мягкого входят примеси, легкоплавкие при небольших температурах. Твердые сорта фаянса обжигаются при высоких температурах. Черепок фаянсового изделия грязновато-белый, непрозрачный, достаточно пористый и поэтому впитывающий влагу. Внешнюю сторону посуды для увеличения влагостойкости глазируют, а из эстетических соображений расписывают. В зависимости от вида покрытия бывает фаянс глазурированный свинцом или оловом.

Отличительные особенности

Теперь подробнее о том, как распознать, или как выглядит фаянсовая посуда. Этот вид керамических изделий обычно доступен по цене. Но часто фаянс высокого качества выдают за фарфор. Поэтому знание особенностей и отличий будет полезным для малоопытных любителей дорогой керамики. Визуально фарфор тоньше, белее, плотнее, изящнее и обязательно пропускает свет.

Посуда из фаянса тяжелее, чем фарфоровые аналоги, а внешняя ее сторона гладкая, полностью покрытая глазурью. Обжиг ее производят один раз и при менее высоких, чем для фарфора, температурах. Фарфор же, уже покрытый глазурью, обжигают вторично. Глазурь от высоких температур плавится, и чтобы посуда не приклеилась к подставке, ее счищают со дна. Поэтому внешние ободки фарфоровых изделий всегда шероховаты на ощупь. При ударе о край фаянсовой посуды она отзовется глухим звуком, у фарфора звук высокий и протяжный.

Плюсы и минусы

В сравнении с фарфоровой фаянсовую посуду считают менее прочной. Но есть ряд существенных аргументов, из-за которых популярность сервизов из этого материала все больше растет. Сертифицированная по всем требованиям и нормам ГОСТ посудафаянсовая столовая имеет высокие гигиенические свойства, не впитывает пищевые запахи, легко и просто моется, не подвергается деформации. При ценовой доступности и дизайнерском многообразии постоянно улучшается внешний эстетический вид. Широк спектр предметов фаянсовой посуды. Это элементы чайных и кофейных сервизов - чайники, чашки, блюдца, розетки, молочники, сахарницы, масленицы и прочее.

Предметы столовых сервизов: тарелки для первых, вторых блюд, для закусок, для десерта, для хлеба, плоские блюда разных размеров для овощей и мяса, соусницы, салатницы, селедочницы, приборы для специй и соли, вазы и многое другое.

Уход за посудой из фаянса

Ухаживать за фаянсовой посудой не сложно. Мыть лучше теплой водой, а ополаскивать холодной. Так как данный вид керамики более пористый, лучше не использовать химические моющие средства, а для удаления сильных загрязнений использовать соду или обычное хозяйственное мыло. Пятна от кофе и чая с фаянсовых чашек легко очистить зубным порошком с нашатырным спиртом или обычной солью. Посуду вместо сушки лучше протирать сухим кухонным полотенцем. Эти простые советы помогут надолго сохранить привлекательный вид сервизов и отдельных фаянсовых изделий на вашей кухне.

Украшение фаянсовой посуды

А чтобы простой сервиз из магазина стал неповторимым и непохожим ни на какой другой, можно сделать декупаж фаянсовой посуды. Освоить технику несложно. Есть «холодный» и «горячий» метод декупажа. Второй предполагает обжиг в печи. Для холодного понадобится красивая открытка, фото или картинка, клей, можно обычный ПВА, кисточка и губка. Фаянсовую поверхность перед украшением необходимо обезжирить, протерев спиртом. Если посуда будет использоваться не просто как декор, а по прямому назначению, то вырезанное украшение необходимо клеить на внешнюю сторону лицевой стороной к фаянсу. Клей должен хорошо просохнуть. Бумажную основу удаляют влажной губкой. Отпечатанную на фаянсе картинку закрепляют специальным лаком или акриловой краской. При «горячем» методе закрепление украшения происходит в духовом шкафу при температуре шестьдесят-семьдесят градусов в течение получаса.

Все принадлежности для «горячего» декупажа можно купить в специальном магазине. Использовать потом такую посуду можно не опасаясь повреждения рисунка. А еще это оригинальный подарок лучшей подруге - хорошей хозяйке.

Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора? Этот вопрос на фоне распространенности фаянса достаточно часто возникает у непрофессионалов. Ведь действительно разобраться в посуде сложно, а верить продавцам «на слово» бывает опасно. Учитывая этот факт, стоит заметить, что большинство современной посуды - это и есть фаянс.

Изделия из фаянса существовали еще во времена Древнего Египта и Месопотамии. Такая посуда немного отличалась от привычной, а причиной всему был состав. Компоненты, которые в древности использовали для изготовления посуды, были весьма примитивными, да и сам процесс был далёк от совершенства.

Фаянсовый сервиз «Земляника»

Спустя несколько веков, в Италии появилась посуда, которая по своей сути и была фаянсом. Изделия из керамики получили характерное название в аналогии с городом, в черте которого и было открыто производство.

Многие годы ученые из Англии и Франции пытались разгадать загадку китайского фарфора. Они смешивали между собой различные ингредиенты, желая добиться прозрачности и легкости. Но труды лучших умов Европы ознаменовались тем, что в попытке угнаться за китайским чудом (а именно так и называли фарфор), мастера довели до совершенства производство фаянса.

В те времена фаянс называли мягким фарфором, стараясь всячески подчеркнуть сходство посуды с китайскими сервизами.

Фаянсовые изделия в России появились намного позже - примерно в XVIII веке. Долгое время Российская империя закупала фаянс в лучших мастерских Англии и Франции. Позже на территории нашей страны появилась мастерская Гребенщикова. Фаянсовая посуда работы лучших мастеров отличалась высоким качеством. Она имела определенное сходство с фарфором по причине того, что проходила обжиг при высоких температурах.

Но все же это был фаянс, а не фарфор. На стенки посуды наносились причудливые узоры и характерный орнамент. Большой популярностью пользовались и статуэтки из фаянса.

В мастерской Гребенщикова рисунок наносили на поверхность предмета, который еще не прошел обжиг. Такая посуда считалась фаянсом высокого качества и мало чем отличалась от фарфора. Стенки посуды были достаточно тонкими и равномерными, но при этом свет они все равно не пропускали. Причиной всему пористая структура материала - из-за нее фаянс не пропускает свет и впитывает влагу.

Фаянсовые изделия пережили многое, но в силу доступности и легкости производства такая посуда не была признана большевиками, пережитком буржуазии, в отличие от фарфоровых изделий. В то время как изделия из фарфора уничтожались коммунистами, производство фаянса было поставлено на поток.

Семикаракорский фаянс

А есть ли разница?

Что такое фаянс и фарфор и в чем их различия можно понять, изучив механизм производства посуды.

Различия:

  • керамика - это посуда из глины, которая не подверглась термическому обжигу;
  • фаянсовая посуда - это изделия, которые подвергались обжигу один раз и температура при этом была не столь высока, как при обжиге фарфора;
  • фарфор - изготавливают из белой глины, посуда проходит два этапа термической обработке при высоких температурах.

1) Как правило, керамику не покрывают эмалью, на ее поверхности могут находиться узоры, но нередко они наносятся на глазурь. Керамика имеет характерный цвет.

2) Фаянсовые изделия подвергают термической обработке один раз. На поверхность наносят глазурь или эмаль плотным слоем. Стенки таких чашек и кружек толстые, при постукивании по ним можно услышать глухой, низкий звук, что считается отличительной чертой фаянса.

Такие материал имеет пористую структуру, в результате чего его характеристики значительно уступают характеристикам фарфора.

Характеристики фаянса:

  1. Способен впитывать воду.
  2. С годами поверхность изделий покрывается мелкими трещинками.
  3. Плохо переносит высокие температуры.
  4. Стенки толстые и покрыты глазурью в несколько слоев.
  5. Подвергается обжигу один раз.
  6. Не пропускает свет.

Наличие пор в структуре приводит к тому, что со временем изделие способно покрыться сеткой мелкой травин (паутинкой).

Поскольку стенки посуды толстые, их покрывают несколькими слоями глазури. Это делают для того, чтобы скрыть неровности.

Посуду подвергают обжигу один раз. Фаянс ставят в печь, глазурь наносят уже позже, в результате чего на донышке глазурь присутствует. Но даже если предприимчивые продавцы прошлись по ободу наждачкой, то можно заметить пористую структуру материала, из которого изготовлена посуда.

Одной из главных и основных особенностей фаянса считается то, что он не пропускает свет, в отличие от фарфора. Проверить это легко, стоит поднести кружку или чашку к солнцу.

Учитывая все минусы и плюсы, стоит отметить, что посуду из фаянса используют в кафе и ресторанах быстрого питания. А более дорогая посуда из фарфора используется в престижных отелях и ресторанах. Причиной не только престиж и стоимость, но и то, что фарфор считается более гигиеничным по своим свойствам.

Фаянсовая посуда плохо переносит перепады температур. По этой причине ухаживать за ней стоит особым образом. Необходимо мыть изделия в теплой воде, ополаскивать в холодной. Избегать контакта с горячей водой, и беречь от перепада температур. В противном случае посуда быстро придет в негодность, покроется трещинами, а глазурь с нее облезет.

3) Фарфоровый сервиз распознать несложно. Стенки его тонкие и прозрачные, структура материала плотная. При постукивании по стенкам чашек можно услышать звонкий, громкий звук. Фарфор обжигают при высоких температурах, при этом делают это дважды: один раз до нанесения глазури на поверхность изделия, а другой раз - после нанесения глазури на изделие.

Характеристик фарфора:

  1. Статуэтки, чашки и тарелки из этого материала легкие и прочные.
  2. Стенки посуды тонкие и прозрачные.
  3. Поверхность тарелок и чашек ровная (можно проверить при помощи луча солнца).
  4. Имеет ободок на донышке без глазури.
  5. На изломе поверхность гладкая и плотная.
  6. Хорошо переносит высокие температуры.
  7. Не впитывает воду.

Учитывая все характеристики посуды из фарфора, стоит отметить, что она всегда имеет белый цвет. В материал не добавляют красителей, поскольку красители могут изменить характеристики посуды сделать ее более хрупкой.

Еще один факт - это отсутствие глазури на ободке. Поскольку изделие подвергается обжигу дважды, глазурь не наносят на дно посуды: причина в том, что глазурь может расплавиться.

Поскольку структура фарфора плотная, он легче, чем фаянс, структура которого пористая.

Из чего производят?

Из чего производят фаянс:

  • массу делают из глины;
  • в смесь добавляют кварц, кремний, известь, полевой шпат.

В зависимости от материалов, которые входят в состав массы, различают несколько разновидностей фаянса. Компоненты, которые входят в состав массы, влияют на хрупкость, прочность, водопроницаемость и другие характеристики посуды и статуэток.

Также от состава массы зависит температура, при которой она будет обжигаться, чем выше температура, тем лучше качество изделий.

Чашки и тарелки из фаянса не стоит ставить на горячую печь и тем более разорвать в них пищу. Тарелка просто лопнет в процессе подогревания пищи.

По причине того, что фаянсовая посуда имеет схожую форму, ее легко хранить. Тарелки составляют в стопки, размещают на кухне, экономя тем самым пространство.

Из чего делают фарфор:

  1. Содержит каолин (в процентном соотношении от 47 до 63).
  2. Неорганические соединения.
  3. Минеральные добавки.
  4. Кварц.
  5. Полевой шпат.
  6. Пластичная и белая глина.

Материал отличается низким весом, прозрачностью и стойкостью к высоким температурам. Можно мыть тарелки и чашки в горячей воде, ополаскивать холодной. При этом посуда не потеряет свой блеск и цвет. Масса для изготовления посуды белая, плотная, ее относят к непористой керамике. Особого ухода такие изделия не требуют - их моют при помощи химических средств, обтирают и высушивают. Посуда хорошо переносит высокие температуры и не портиться на протяжении долгого времени.

Правила покупки

Есть несколько фирм, которые занимаются производством посуды из фаянса. Их продукция отличается высоким качеством. Естественно, что приобрести такую посуду на рынке или в супермаркете практически невозможно, но есть фирменные магазины, которые занимаются продажей фаянса из Франции и Германии.

Если тарелки и чашки нужны для повседневного обихода, а не для праздника, то фаянс - это идеальное решение проблемы. В силу невысокой стоимости приобрести тарелки и чашки можно по доступной цене.

Выбирая изделие, стоит обратить внимание на его качество - от сомнительной покупки стоит отказаться, поскольку в составе материала могут находиться токсичные краски. Токсины способны проникнуть в организм человека и вызвать тяжелое отравление.

Фаянс - это пористая керамика, которая пользуется спросом. При этом потребность в посуде постоянно растет. Сегодня на рынке можно найти большое количество фаянса, который отличается высоким качеством. Спрос на такие изделия велик, поскольку они отличаются высоким качеством. По стоимости фаянс уступает фарфору, но некоторые изделия можно смело приравнять к произведениям искусства. Они легко украсят любой стол и станут прекрасным дополнением вкусных блюд.

Термин фаянс происходит от своего рода ярко окрашенной глазурованной глины, которую впоследствии спекают при высоких температурах. Изобретен он был во времена Ренессанса во Франции и Италии. Происходит оно от слова «Фаэнц», города в Италии, где преобладали фабрики, изготавливающие данную глиняную посуду под названием «майолика». Хотя первые экспонаты с похожим составом использовали еще в 5 тысячелетии до нашей эры, в регионах Месопотамии.

На территории России данное открытие появилось в XVII веке и быстро завоевало рынок. Фабрики использовали всевозможные украшения из глазури, эмалевых красок, чтобы придать готовым изделиям красивый вид. Многим известны наборы с изображением сине-золотых рисунков, которые наносили рукодельницы (позже это делали специальные машинки для росписи). В замках и дворцах находились наборы, которые насчитывали около 100 предметов в одном.

Из чего изготавливают фаянс

Стоит отметить, что состав, который использовали для изготовления раньше, значительно отличается от сегодняшних экземпляров. Если сейчас для производства использую каолин (глина), кварц и шпат, то в давние времена сырье делали из кварцевой гальки с добавлением извести, соды, медной руды.

Фаянс и фарфор – это разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут отличить их с первого взгляда. Главной чертой фарфора считается равномерная структура, без пористости, с идеальным белым цветом. Данный материал полностью водонепроницаемый. Строение майолики белее неравномерное. Если посмотреть через такой предмет на свет, он не будет просвечивать, как в случае с фарфором. При легком ударе слышится тихий, приглушенный звук.

Существуют такие виды фаянса:

1. Глиноземный: в составе присутствует только глина и кварц.

2. Известковый: состоит из глины, мела. Данный вид обжигают очень бережно, при низких температурах.

3. Шамотный: изготавливают из глины и шамота (огнеупорная глина), она на протяжении многих лет хранит свои свойства, долго не теряет красивый внешний вид.

4. Полешпатовый: делают из полевого шпата и глины, данный вид наиболее востребованный и распространенный. Обжиг происходит при высоких температурах, изделия получаются более плотными и надежными.

Преимущества керамической фаянсовой посуды

  • предметы из фаянса имеют доступную цену;
  • благодаря покрытию из глазури – наносятся различные рисунки, существуют замечательные дизайны на любой вкус;
  • из данного материала делают практически всю посуду: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайнички и даже статуэтки;
  • верхнее покрытие защищает посуду от воды, способствует легкому мытью и очищению, так же препятствует разрушению структуры предметов от воздействия абразивов и моющих средств;
  • такой материал как фаянс отлично сохраняет тепло, горячие блюда в нем долго не будут остывать;

Уход и хранение столовой фаянсовой посуды

Выбирать фаянсовую посуду и другие изделия из фаянса, особенно если это касается антиквариата, нужно в магазинах. Во-первых, Вам предоставят сертификаты подлинности товаров. Во вторых, неизвестно где хранились данные предметы, из-за этого они могут потерять свой внешний вид или, даже, быть опасными для здоровья.

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом