Растопка водогрейного котла из различных тепловых состояний. Пуск котла из холодного состояния

13.10.2023

В настоящей работе определен порядок организации работ по анализу качества пусков (остановов) основного теплоэнергетического оборудования с барабанными (в том числе с поперечными связями) и прямоточными котлами, конденсационными и теплофикационными турбинами, установленными в России, а также разработан комплект типовых документов, используемых для оценки качества пуска (останова) основного теплоэнергетического оборудования.

Работа выполнялась с учетом использования оперативным персоналом ТЭС для регистрации основных пуско-остановочных операций рабочих комплектов ведомостей, составленных на каждой ТЭС на основании "Типовых бланков регистрации эксплуатационным персоналом операций при пуске и останове энергетического оборудования", разработанных АО "Фирма ОРГРЭС" и утвержденных распоряжением N 94р от 29.10.98 РАО "ЕЭС России".

При разработке состава, форм и содержания комплекта типовых документов, используемых ИТР ТЭС для оценки качества пуска (останова) теплоэнергетического оборудования, был обобщен опыт ряда электростанций и АО-энерго (АО "Тюменьэнерго", Пермской ГРЭС, АО "Башкирэнерго", ТЭЦ-21 и ТЭЦ-26 Мосэнерго, АО "Свердловэнерго", Конаковской ГРЭС, Южной ТЭЦ АО "Ленэнерго", ЧаТЭЦ "Пермэнерго", Зонального органа Юга Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей, Новокуйбышевской ТЭЦ-2, Костромской ТЭЦ-2, Лукомльской ГРЭС, Березовской ГРЭС), а также опыт ОРГРЭС, Генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, ВТИ и других организаций по анализу пусковых режимов при проведении испытаний на головных энергоблоках различной мощности.

На основании комплекта указанных выше типовых документов на каждой электростанции должен быть откорректирован объем информации для оценки качества пуска (останова) с учетом установленного оборудования, отличий тепловой схемы и проектных объемов защит, КИПа и авторегуляторов от типовых решений.

Анализ качества пуска (останова) должен проводиться не только с целью объективной оценки качества работы оперативного персонала, но и способствовать путем систематизации нарушений выявлению недостатков отдельных узлов оборудования, тепловой схемы, технологии пуска (останова) данного теплоэнергетического оборудования.

Всесторонний анализ проведенных пусков (остановов) теплоэнергетического оборудования и рассмотрение их результатов с оперативным персоналом должен способствовать как повышению технического уровня персонала за счет разработки организационных профилактических и предупредительных мероприятий для исключения ошибок персонала, так и совершенствованию технологии пуска (останова) отдельных узлов оборудования и тепловой схемы. Это в конечном итоге должно приводить к повышению качества работы электростанции в плане ее готовности к несению нагрузок, надежности работы теплоэнергетического оборудования.

2. ОБЪЕМ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКТА ТИПОВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ОПЕРАТИВНЫМ ПЕРСОНАЛОМ ПРИ ПУСКАХ И ОСТАНОВАХ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

На основании анализа действующей пусковой документации на некоторых электростанциях РФ, анализа загруженности оперативного персонала на различных этапах пуска, опыта работы специалистов ОРГРЭС с оперативным персоналом электростанций при проведении испытаний оборудования, систематизации наиболее вероятных ошибок оперативного персонала при пусках предлагается следующий состав комплекта типовой пусковой документации:

Порядок пользования пусковой документацией по п. п. 2.1, 2.3 - 2.7 и регистрации в ней пуско-остановочных операций подробно изложен в работе АО "Фирма ОРГРЭС" "Разработка типовых бланков регистрации эксплуатационным персоналом операций при пуске и останове энергетического оборудования", том 1 "Пояснительная записка" (Москва: 1998), разосланной в АО-энерго и АО-электростанций в соответствии со списком, согласованным с Департаментом Генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".

Режимная карта (номограмма) составлена на основании Типовых графиков-заданий пусков и является справочным документом с целью контроля и своевременной корректировки оператором режима пуска и нагружения из любого теплового состояния.

Режимная карта представляет собой номограмму, состоящую из четырех квадрантов. В левом верхнем квадранте расположены кривые для определения толчковых параметров пара и расхода топлива на котел перед подачей пара в турбину (в зависимости от начального теплового состояния турбины), а также разность времени между растопками первого и второго корпуса котла в дубль-блоках; в левом нижнем квадранте кривые для определения времен разворота и нагружения турбины до любой заданной нагрузки также в зависимости от начального теплового состояния турбины. В правом верхнем квадранте расположены кривые для определения температур пара перед турбиной в любой момент времени пуска с учетом начальной температуры турбины. В правом нижнем квадранте даны кривые для определения нагрузки турбины и давления перед ней, а также расхода топлива на котел в любой момент времени пуска. За начало отсчета времени в номограмме принят момент подачи пара в турбину.

Оператор, сверив рабочий режим с заданием номограммы, может его своевременно откорректировать: например, при значениях температур пара перед турбиной выше заданных при данной нагрузке уменьшить скорость их роста соответствующими средствами регулирования или остановить рост температур до достижения соответствующей нагрузки на турбине. Или, наоборот, если значения температур пара отстают от полученной нагрузки на турбине, остановить нагружение котла, повышая только температуры пара за котлом воздействием на средства регулирования (пусковые регуляторы температур пара) до тех пор, пока они не станут соответствовать текущему значению нагрузки турбины согласно номограмме.

Таким образом, достоинствами режимной карты (номограммы) является возможность быстрого определения оптимальной программы пуска из любого теплового состояния; контроля правильности ведения нагружения и при необходимости своевременной его корректировки в любой момент времени, что позволяет свести к минимуму отклонения режима нагружения от графика-задания.

Для каждого теплоэнергетического оборудования ТЭС должны быть разработаны графики-задания пуска и останова теплоэнергетического оборудования на основании типовых графиков-заданий или при их отсутствии на основании заводских инструкций с учетом особенностей оборудования, топлива и характеристик естественного остывания основных элементов.

В рабочих графиках-заданиях должны быть указаны параметры, характеризующие расход топлива в процессе пуска (число включенных горелок, форсунок, молотковых мельниц, температура газов в поворотной камере).

В графиках-заданиях должны быть указаны последовательность и условия проведения основных технологических операций при пуске и останове теплоэнергетического оборудования. Графики-задания должны быть разработаны исходя из соблюдения показателей надежности, заданных заводами-изготовителями. Отклонения параметров от рекомендуемых в графиках-заданиях допускаются не более +/- 20 °С по температуре свежего и вторичного перегретого пара и +/- 0,5 МПа по давлению свежего пара.

Особенности пуска котла неблочной ТЭС из неостывшего состояния

Лекция № 12

Неостывшее состояние характеризуется наличием давления в барабане менее 13 ата, что соответствует останову котла на 10 и более часов.

Время расхолаживания зависит от состояния тепловой изоляции, плотности шиберов газовоздушного тракта, плотности дренажной арматуры, условий вывода котла в резерв (каков уровень воды в барабане при останове, как быстро был закупорен котёл по газовоздушному и пароводяному трактам).

Этапы пуска из неостывшего состояния те же, что и при пуске из холодного состояния.

При этом особый контроль осуществляется по проверке критериев безопасного пуска котла (разница температур металла барабана, расширение барабана, экранов, температура металла поверхностей нагрева и соединительного паропровода).

Контролируется состояние оборудования систем, находящихся в работе (система гидрозолоудаления, система подачи уплотняющей воды на уплотнение топки и конвективной шахты, система пожаротушения, сниженный узел питания котла, элементы безопасности котла и др.).

Защиты при простое котла менее трёх суток не опробуются, за исключением случаев выявления неисправностей в работе защит, блокировок или неисправностей, связанных с механическим состоянием запорной арматуры.

После контроля элементов обвязки собирается схема паропроводов острого пара. При этом:

ГПЗ-1 должна быть открыта;

РРОУ должно содержаться в горячем резерве;

Байпас ГПЗ-2 должен быть закрыт;

Далее контролируется температура мазута в мазутном кольце котла, устанавливается необходимое количество растопочных форсунок, подготавливаются к включению в работу тягодутьевые механизмы, осуществляется вентиляция топки, сообщается о предстоящем розжиге котла начальнику смены цеха и начальнику смены станции.

После этого открываются дренажи с пароперегревателя и соединительного паропровода, разжигается необходимое количество горелок (при этом расход топлива контролируется по температуре газов на выходе из топки, которая должна быть на 10 – 30 о С выше максимальной температуры металла пароперегревателя).

По мере роста давления за котлом открывается продувка пароперегревателя. Далее подъём параметров осуществляется в соответствии с графиком-заданием пуска котла из неостывшего состояния. Дальнейшие операции соответствуют пуску котла из холодного состояния.

Тепловое состояние котла характеризуется как горячее, если давление в барабане превышает 13 ата, что обычно соответствует простою котла не более 10 часов.

Подготовительный этап в этом случае аналогичен подготовке котла к пуску из неостывшего состояния. Особое внимание уделяется контролю состояния оборудования, находящегося в работе.



1. Собирается схема паропроводов острого пара, а именно:

Контролируется закрытие ГПЗ – 2 и её байпаса, а также закрытие задвижек на входе в растопочный узел;

РРОУ выводится в горячий резерв (см. выше);

Открывается ГПЗ – 1, обеспечиваются регламентные скорости прогрева соединительного паропровода.

При простое котла в резерве более 4 суток необходимо открыть дренажи с пароперегревателя.

2. Устанавливается растопочный уровень воды в барабане котла.

3. Собирается схема газовоздушного тракта и производится вентиляция топки в соответствии с требованиями местных инструкций.

4. Если растопка ведётся на мазуте, то подключаются калориферы котла; при этом температура холодного воздуха перед воздухоподогревателем должна поддерживаться на уровне 100 – 110 о С.

Стартовый расход топлива должен быть таким, чтобы температура газов на выходе из топки была выше максимальной температуры металла пароперегревателя на 10 - 30 о С.

С началом роста давления за котлом подключается РРОУ путём открытия соответствующей задвижки на растопочном узле.

В дальнейшем режим ведётся аналогично пускам из холодного и неостывшего состояний, при этом следует ориентироваться на график – задание пуска.

Последовательность операций при пуске котла зависит от его теплового состояния после простоя - соответственно различают пуск после ремонта или вывода котла из холодного резерва. Режим пуска должен обеспечить надежность всех

Элементов котла при минимальных затратах топлива и потерях воды. Пусковые режимы отрабатываются на заводах-изготовителях и наладочными организациями с разработкой графиков пуска из различных тепловых состояний. В зависимости от степени охлаждения котла после предыдущего останова различают пуска: с холодно, остигненого, горячего состояний и из горячего резерва. Для каждого вида пуска разработана своя технология. Пуск из холодного состояния проводится через 3 ... 4 суток и более после останова при полном охлаждении котла и потере в нем давления. Пуск по данному режиму начинается с низкого уровня температур и давления в котле и имеет наибольшую продолжительность.

Надежность розжига газовых горелок с принудительной подачей воздуха зависит главным образом от плотности шиберов, регулирующих подачу воздуха в горелку. Разжигание каждого из установленных горелок должно осуществляться от индивидуального запальника, установленного в запальное отверстие. Устойчивость пламени запальника зависит от разрежения в топке и плотности шибера, регулирующий подачу воздуха в горелку.

При устойчивой работе запальника подача газа в горелку ведется плавно, чтобы давление газа не превышал 10 ... 15% от номинального. Зажигание газа, выходящего из горелки, должно быть немедленным.

При внесении запальника в топку и разжигании горелки необходимо соблюдать личную осторожность, быть в стороне от запального отверстия. После зажигания газа, выходящего из горелки, включают подачу воздуха так, чтобы светимость факела уменьшилась, но в то же время не произошло отрыва его от горелки. Для повышения производительности горелки сначала увеличивают на 10 ... 15% давление газа, а затем соответственно повышают давление воздуха, после чего восстанавливают заданное значение разрежения в топке. При устойчивой работе первого горелки приступают последовательно к разжиганию остальных горелок. Очередность воспаление горелок выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить равномерное распределение температур в объеме топочной камеры.

В процессе розжига котла из холодного состояния необходимо следить за тепловым расширением экранов, барабана, коллекторов и трубопроводов с установленными на них реперами. При отставании прогрева какого-то экрана его следует продуть через дренажи нижних коллекторов в течение 25 с. При нагревании котла должно обеспечиваться свободное перемещение элементов котла для предотвращения возникновения дополнительных напряжений и преждевременного разрушения гибив и угловых сварных швов. Во время ремонта должны быть устранены все возможные причины защемления экранов в обмуровке холодных воронок, защемления в песочных компенсаторах и зажима в элементах каркаса.

Особое внимание при пусках котла придается поддержанию заданной температуры металла толстостенных (барабана, коллекторов, паропроводов, арматуры) и ответственных деталей, скорости их прогрева. Технология прогрева зависит от исходного состояния этих деталей. Для обеспечения равномерных температур по периметру барабана (особенно верхней и нижней частей) применяют паровой прогрев, для чего в барабане предусматриваются паропроводы в нижней части, а также устанавливают предельные скорости повышения температуры насыщения воды в результате увеличения давления и разности температур поверхности верхней и нижней образующих барабана.

Время пуска с неостигненого и горячего состояний зависит от остаточной ного давления в барабане. В период розжигов и остановок с целью снижения температурных напряжений в барабанах подпитки котлов проводят небольшими порциями.

При подъеме давления уровень воды в барабане повышается. При превышении уровня воды выше допустимого часть воды из котла необходимо спустить через линию периодического продувания. Наоборот, при понижении уровня воды в результате продувки котла и пароперегревателя необходимо провести подкормку водой.

Прогрев соединительных паропроводов от котла к главному паропровода ведут одновременно с разжиганием котла. В процессе прогрева паропровода осуществляют контроль за его расширением по установленным реперами и проверку состояния опор и подвесок. Во время прогревания паропровода нельзя допускать появления гидравлических ударов. Котел включают в общий паропровод при температуре, близкой к расчетной, и при достижении в нем давления на 0,05 ... 0,1 МПа меньше, чем давление в общем паропроводе. Затворы на паропроводе открывают очень медленно, чтобы исключить возможность появления гидравлических ударов.

16.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ К ПУСКУ КОТЛА ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ.

16.1.1. После выхода котла из капитального или среднего ремонта пуск его производится под руководством начальника цеха или его заместителя во всех других случаях пуск котла производится под руководством начальника смены или старшего машиниста.

16.1.2. Перед пуском котла после среднего или капитального ремонта должны быть проверены исправность и готовность к включению основного и вспомогательного оборудования, КИП, средств дистанционного и автоматического управления, устройств технологической защиты, блокировок, средств информации и оперативной связи. Выявленные при этом неисправности должны быть устранены до пуска.

16.1.3. Перед пуском котла после нахождения его в резерве более 3 суток должны быть проверены: работоспособность оборудования, КИП, средств дистанционного и автоматического управления, устройств технологической защиты, блокировок, средств информации и связи; прохождение команд технологических защит на все исполнительные устройства; исправность и готовность к включению тех устройств и оборудования, на которых за время простоя производились ремонтные работы. Выявленные при этом неисправности должны быть устранены до пуска. При неисправности защитных блокировок и устройств защиты, действующих на останов котла, пуск его не допускается.

16.1.4. В оперативном журнале начальника смены КТЦ начальник КТЦ делает запись о разрешении растопки котла по согласованию с начальником смены станции.

16.1.5. Начальник смены КТЦ предупреждает о предстоящей растопке котла:

НСЭЦ - для подготовки к сборке схем электродвигателей вспомогательного оборудования;

НСХЦ - для подготовки к анализам котловой воды и обеспечения необходимого запаса обессоленой воды;

ДЭС ЦТАИ - для подготовки к включению средств измерений авторегуляторов устройств защит, блокировок и сигнализаций;

НСЦТП - для подготовки к бесперебойному обеспечению топлива.

16.1.6. Дежурный персонал электроцеха собирает схемы механизмов вспомогательного оборудования котла в испытательное положение по заявке НСКТЦ.

16.1.7. По заявке начальника смены КТЦ дежурный персонал ЦТАИ:

Собирает схемы электроприводов запорной и регулирующей арматуры;

Подает напряжение в цепи питания средств измерений, устройств защит, блокировок, автоматики и сигнализации;

Включает все средства измерений и отмечает время их включения на диаграммах;

Опробует совместно с персоналом котельного отделения КТЦ дистанционное управление оперативной арматурой с контролем сигнализации, ее положения, проводит комплексное опробование технологических защит котла с воздействием на исполнительные устройства;



В оперативных журналах НСКТЦ и ЦТАИ записываются результаты проверки.

16.1.8. Дежурный персонал КТЦ котельного отделения должен:

Убедиться в окончании всех работ на оборудовании и закрытии нарядов, завершении уборки всего оборудования, лестниц и площадок, исправном состоянии телефонной связи, рабочего и аварийного освещения на рабочих местах, на ЦТЩУк, готовности схем пожаротушения;

Осмотреть топку, поверхности опускного газохода, состояние креплений поверхностей нагрева, отсутствие посторонних предметов, убедиться в исправности установленных в газоходах первичных органов контрольно-измерительных приборов (трубок тягомеров, термопар, газозаборных шунтов и др.) и устройств отбора импульсов для авторегулирования. После осмотра все лючки и лазы плотно закрыть;

Осмотреть воздуховоды, элементы системы пылеприготовления убедиться в их исправности, отсутствии посторонних предметов после осмотра лючки и лазы плотно закрыть;

Проверить состояние верхних водоуказательных приборов (опробовать все вентили и убедиться в достаточности их освещения);

Проверить исправность всей арматуры на пароводяном тракте за исключением арматуры, отключающей котел от магистралей находящихся под давлением;

Путем закрытия-открытия арматуры исправность и легкость хода, правильность направления указателей вращения, а также соответствие положения клапанов надписям, указывающим их положение, исправность дистанционных приводов (штока арматуры должны быть очищены, шпильки сальников должны иметь запас для подтяжки) и соответствие установки концевых выключателей;



Проверить исправность импульсных-предохранительных устройтв, обратить внимание на правильность положения грузов на импульсных клапанах (установленные хомуты грузов должны быть закреплены винтами, рычаги клапанов должны свободно ходить в вилках) и наличие жидкости в демпферных камерах главных предохранительных клапанов;

Убедиться, что закрыты запорные вентиля (6МП-1 6МО-1,6МО-2) на подводе мазута к котлу и запорные вентили перед каждой мазутной форсункой, проверить наличие мазутных форсунок;

Проверить закрытие вентилей (6П-60, 6П-61) на трубопроводе подвода пара на паровое кольцо для мазутных форсунок, а также закрытие вентилей (6П-62,6П-63) подачи пара для продувки мазутопровода и вентилей на паровой линии к каждой форсунке. Вентиль (6П-65) «ревизия» на трубопроводе подачи пара для продувки мазутопровода должен быть открыт;

Убедиться в наличии растопочных факелов;

Проверить готовность к работе установки для ввода фосфатов;

Осмотреть установку непрерывного шлакоудаления и убедиться в исправности оборудования, отсутствия посторонних предметов в шлаковых ваннах и каналах гидрозолоудалния, подготовить к работе каналы ГЗУ, шнековые транспортеры, заполнить водой шлаковые ванны, убедиться в исправности подвесной системы крепления шлаковой шахты, дифлекторно соплового устройства (ДСУ) и отсутствия в них посторонних предметов после осмотра плотно закрыть люк и лючки;

Осмотреть золоулавливающую установку, систему ПСЗ убедится в исправности оборудования, отсутствия посторонних предметов, после осмотра лючки и лазы плотно закрыть;

Проверить возможность свободного расширения элементов котла при нагревании согласно заводской схемы тепловых расширений наличие и исправность указателей теплового перемещения;

Проверить состояние тепловой изоляции на оборудовании, а также всей гарнитуры по котлу и газоходам;

Осмотреть, убедиться в исправности и подготовить к пуску тягодутьевые механизмы (дымососы, дутьевые вентиляторы, дымосос рециркуляции золоуловителей, механизмы ВПВ системы топливоподачи, шнековые питатели сырого угля;

Проверить отсутствие намерзшего льда на рабочем колесе или наличия воды в улитке ДВ, до сборки электрических схем механизмов в рабочее положение;

Подготовить к работе и включить калориферы для обеспечения температуры воздуха на входе в воздухоподогреватель в период растопки не ниже указанной в режимной карте;

Для проведения операций по прокрутке арматуры, опробования защит, блокировок, сигнализации НСКТЦ подает заявку ДЭСу ТАИ, НСЭЦ на сборку электрической схемы механизмов в испытательное положение, по завершению этих операции подать заявку на сбоку электрической схемы механизмов в рабочее положение.

16.1.9. Перед растопкой котел заполнить деаэрированной питательной водой.

16.1.10. Заполнение неостывшего барабанного котла разрешается при температуре металла верха опорожненного барабана не выше 160°С. Если температура металла верха барабана превышает 140° С, заполнение его водой для гидроопрессовки на допускается.

16.1.11. При пуске котла из холодного состояния и заполнении его питательной водой с температурой выше температуры стенки барабана котел должен вначале питаться небольшим количеством воды, чтобы при охлаждении ее в экономайзере разность температур между водой, поступающей в барабан, и телом барабана не превышала + 25°С. При большей разности температур заполнение котла водой запрещается. Для снижения температуры воды, поступающей в барабан, рекомендуется включить дымосос.

16.1.12. При заполнении опорожненного барабана котла холодной водой допускается разность температур стенки низа барабана и питательной воды не более + 40 о С.

16.1.13. Собрать схему для заполнения котла водой (табл. 1 и 2) .

Таблица 1

6П-1 главную паровую задвижку
6ВП-11 задвижку на узле питания котла
6ВП-14, ВР-1, 6РВ-15 вентили на растопочные впрыски от питательной воды, вентили запорной и регулирующей арматуры на линиях впрыска конденсата и питательной воды
ВР-4 на линии дренажа с узла 1-го растопочного впрыска на коллектор нижних точек вентиль
6Д-П общий вентиль дренажей пароперегревателя котла
6КР-4, 6КР-5 вентили на линии ввода консервирующего раствора в котел
6Ф-1, 6Ф-2, 6КР-6 вентили на линии подачи фосфатов в барабан котла
6Д-Ф общий вентиль дренажей мехфильтров
6НП-1А, 6НП-1Б вентили непрерывной продувки
6ОК-10, 6ОК-12 вентили подачи пара на узел обдува
ПН-2,ПН-3 вентили подачи воды от ПН на заполнение других котлов
6ПР-1, 6ПР-2 задвижки на линии продувки пароперегревателя
6С-1, 6С-2 вентиля слива с нижних точек в ГЗУ
6РП-1, 6РП-2 вентиля слива воды с нижних точек в РПП
6РГ-1, 6РГ-2 вентиля ввода реагентов в котел через нижние точки
6ДБ-1 вентиль опорожнения котла в дренажный бак
6КНТ-1, 6КНТ-2 вентиля подачи консервирующего раствора через нижние точки в котел
6К-4 дренаж с байпаса 6К-1 на нижние точки
6АС-1, 6АС-2 вентиля аварийного слива с барабана котла
6РЦ-1, 6РЦ-2 задвижки на линии рециркуляции барабан – ВЭК
нижние вентили на линиях отбора проб воды и пара
вентиля дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2шт. на коллекторе нижних точках
вентиля дренажей пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижние точки
вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ГТШ на нижние точки -2шт
вентиля дренажей пароперегревателя с входных коллекторов ГТШ отм.17.0м. -2шт
нижние вентили на линии отбора проб воды и пара
продувочные вентили водоуказательных приборов
вентили на линии парового охлаждения низа барабана
вентили на линии парового охлаждения верха барабана
вентили дренажей с труб подвода пара к ГПК

Таблица 2

вентили дренажей ВЭК-2ст на нижних точках, для варианта заполнения котла для обмена воды или для проведения гидроиспытания котла - открыть
вентили воздушников с пароперепускных труб от РПО до ГТШ
вентили всех воздушников по котлу и на узле питания (если он не находится под давлением)
верхние, коренные вентили на линиях отбора проб пора и воды
вентиля дренажей на нижних точках с нижних коллекторов панелей водяного тракта, распределительного коллектора ВЭК-I ступени
вентили на линиях к манометрам, приборам КИП
вентили паровой и водяной на водоуказательных приборах
вентили дренажей с 3-х нижних коллекторов 2-х светных панелей
вентили дренажей с водоподводящих труб на 2-х светные панели вторую и третью справа и вентиля с водоподводящей трубы на тыловой экран 3-й панели
собирается схема подачи воды от перекачивающих насосов на заполнение котла
ПН-1- общий вентиль заполнения котлов от перекачивающих насосов (ПН)

16.1.14. Заполнить котел через нижние точки открытием вентилей ПН-2, ПН-3 до растопочного уровня, убедиться что вода при заполнении котла поступает по всем трубам, провести хим. анализ котловой воды, при необходимости сделать обмен воды. Установить растопочный уровень (низший видимый уровень в водоуказательной колонке – минус 100-150мм).

16.1.15. При заполнении котла под воздушники для гидроопрессовки, организовать контроль за отсутствием течей через выхлопа ГПК и продувку пароперегревателя на крышу ДС-го отделения.

16.1.16. При наличии течей воды на крышу заполнение котла прекратить до устранения замечаний. После заполнения котла водой, следует проверить плотность спускной и продувочной арматуры котла и экономайзера (судить о пропуске можно по температуре труб после запорных вентилей).

16.1.17. Отобрать пробу и определить качество воды. При необходимости промыть экранную систему через нижние точки.

16.1.18. Если котел был заполнен водой, то необходимо подпитать его, либо слить до растопочного уровня. После заполнения котла необходимо убедиться, что уровень воды в барабане не снижается, в противном случае необходимо найти и устранить их, после чего подпитать котел до прежнего уровня.

16.1.19. Убедиться в работоспособности водоуказательных приборах, водоуказательных колонок (ВУК), проверить связь с отметки барабана со щитом управления и сверить показания уровня воды в барабане по ВУК с показаниями приборов по уровню на щите управления.

16.1.20. Для вытеснения воздуха на участке питательного трубопровода за 6ВП-11, открыть вентиль 6КР-5 и воздушник между вентилями 6КР- 4 и 6КР-5. Вентиль 6КР-4 должен быть закрыт. После вытеснения воздуха вентиль 6КР-5 закрыть.

16.1.21. Разобрать схему заполнения котла (табл. 3) .

Таблица 3

16.1.22. Собрать схему перед растопкой котельной установки (табл. 4) .

Таблица 4

Открыть (проверить открытие):
6ПР-1,6ПР-2 продувка в атмосферу
6К-1 на линии впрысков
6РЦ-1, 6РЦ-2 на линии рециркуляции барабан - ВЭК
6Ф-2, 6Ф-3 на линиях ввода фосфата
6С-1, 6С-2 на сливе с коллектора нижних точек в канал ГЗУ
6ВР-1, 6ВП-14 вентили - подвод по питательной воды в растопочные пароохладители 1-ой и 2-ой ступени (РПО-1,РПО-2.)
вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2шт. и вентиля дренажей с входных коллекторов ГТШ на отм. 17.0м, с выходных коллекторов ГТШ на нижних точках от закрытого положения приоткрыть на 2-3 оборота со сбросом пара через вентили 6С-1, 6С-2, при появлении давления перевести в РПП
вентили дренажей с пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижних точках
вентили воздушников с пароперепускных труб от 1-го растопочного пароохладителя (РПО) до ГТШ на корыто воздушников
вентили дренажей с калачей ГПК-1,2,3
вентили первые по ходу на ПОТ
вентили дренажей пароперегревателя
6Р-1 вентиль на растопочном паропроводе
6ДР-1, 6Д-А и 6Б-2А, 6Д-3А вентили дренажей перед задвижкой П-2 на вороночный слив
Закрыть (проверить закрытие):
6П-1
6П-2
6Р-2
6РБ-1
6РБ-2

16.1.23. Собрать схему газовоздухопроводов котельной установки клапаны на воздухопроводах установить в положение согласно табл. 5 и рис. 14,15 :

Таблица 5

Открыть (проверить открытие)
шиберы на напоре дымососов
НДНЯ-А, НДНЯ-Б регулирующие клапаны на тракте воздуховодов к соплам нижнего дутья нижнего яруса, подачи воздуха на дефлекторно сопловое устройство (ДСУ)
ШВГ-А4, ШВГ-Б4, ШВГ-В4, ШВГ-Г4 атмосферные клапаны на тракте первичного воздуха от общего короба до вентиляторов первичного воздуха (ВПВ)
ШВВ-А, ШВВ-Б регулирующие клапаны на воздуховодах вторичного воздуха к горелкам
ШВВ-1-8 запорные клапаны на воздуховодах подачи вторичного воздуха к горелкам
РГВ-А, РГВ-Б регулирующие клапаны на тракте присадки горячего воздуха на всас дутьевых вентиляторов
регулируюший клапан на общем тракте холодного воздуха на запальник
ДГ-1 всасывающий шибер ДРЗ-6
ВТ-1-15 регулирующие клапаны на подводе третичного воздуха
Закрыть (проверить закрытие)
закрыть направляющие аппараты дымососов (ДС), дутьевых вентиляторов (ДВ), дымососа рециркуляции золоуловителей (ДРЗ-6)
ШВГ-А1 и ШВГ-А2, ШВГ-Б1 и ШВГ-Б2, ШВГ-В1 и ШВГ-В2, ШВГ-Г1 и ШВГ-Г2 регулирующие клапаны на всасе ВПВ
ШВГ-А3, ШВГ-Б3, ШВГ-В3, ШВГ-Г3 запорные клапаны за ВПВ, на тракте первичного воздуха к горелкам
ДГ-2 запорный клапан на напоре и атмосферный клапан на всасе ДРЗ-6

16.1.24. Поставить под давление СУП котла до 6ВП-11.

16.1.25. Подготовить схему и прогреть трубопровод к РРОУ со стороны низкого давления, для чего открыть вентиля дренажей с РРОУ и на растопочном паропроводе, вентили байпасов задвижек Р-3,ПО-30, вентили байпасов задвижек 6Р-1,6Р-2 растапливаемого котла.

16.1.26. Собрать схему мазутного и парового кольца, включить на рециркуляцию мазутопровод котла для чего открыть 6МП-1, 6МО-1, 6МО-2, на период прогрева закрыть МП-6, прогреть до температуры 95°С. Установить давление пара перед форсунками 7 – 9 кгс/см 2 , давление мазута 6 - 8 кгс/см 2 .

16.1.27. Прогреть общий трубопровод парового разогрева и расхолаживания барабана. Открыть вентили дренажей с трубопровода парового разогрева и расхолаживания барабана РБ-1,РБ-2-на работающем котле.

16.1.28. Включить паровой разогрев низа барабана котла для чего открыть 6РБ-5,6РБ-8 и регулятор 6РБ-6 - растапливаемого котла.

16.1.29. Включить ШТ, ДС, ДВ, ДРЗ. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течении не менее 10 мин. Проверить работу приборов по давлению и разряжению по тракту. Установить Р воздуха перед горелками и к соплам нижнего дутья нижнего яруса 25-30 кгс/м 2 , на сопла нижнего дутья верхнего яруса от ДРЗ-6 5-10 кгс/м 2 , разряжение на выходе из топки – 5-10 кгс/м 2 и за котлом - 50-55 кгс/м 2 . Ввести в работу защиты не препятствующие пуску котла.

16.2. ПУСК КОТЛА ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ.

16.2.1. Растопить котел. Зажечь две мазутные форсунки №№ 1,8.

16.2.2. С момента начала растопки котла организовать контроль, за уровнем воды в барабане по ВУП. Убедиться, что перед началом растопки уровень в барабане растопочный. Сниженные указатели уровня воды сверить с водоуказательными приборами в процессе растопки с учетом поправок. Переход на контроль, за уровнем воды в барабане по сниженным указателям уровня производится после того, как их показания будут совпадать с показаниями водоуказательных колонок.

16.2.3. Порядок розжига мазутных форсунок:

Зажечь факел и поднести под мазутную форсунку подать пар и мазут – мазут должен сразу загореться;

Воздействуя на вентили подачи пара, мазута и воздуха отрегулировать горение таким образом, чтобы факел не касался поверхности экранов топки, распыленный мазут не попадал на поверхности экранов топки, в факеле отсутствовали дымные полосы и раскаленные частицы кокса и факел был устойчивым;

Вслед за первой форсункой зажечь вторую;

Растопку вести не менее чем на двух форсунках. Если при розжиге первой мазутной форсунки мазут сразу не загорится или погаснут все работающие форсунки, следует немедленно закрыть вентили на подводе мазута к форсункам. При наличии мазута на наклонной, фронтовой части экранной системы, попадания мазута в шлаковую ванну растопку прекратить мазут убрать (смыть горячей водой, шлаковую ванну опорожнить);

Установить причину погасания факела и устранить ее. После выяснения и устранения причин погасания мазутных форсунок вновь приступить к розжигу начиная с десяти минутной вентиляции котла;

По мере разогрева топочной камеры производить переключение работающих форсунок с тем, чтобы обеспечить равномерный прогрев топочной камеры. Форсунки включаются в следующей последовательности: 3 и 6, 4 и 5, 2 и 7;

При розжиге мазутных форсунок нельзя стоять против лючков, чтобы не быть обожженным случайным выбросом пламени;

Растопку котла вести в соответствии с графиком-заданием пуска котла из холодного состояния.

16.2.4. При появлении избыточного давления (сильной струи пара) закрыть воздушники котла, кроме воздушников горизонтальных топочных ширм. Закрыть вентили 6С-1, 6С-2 ,открыть 6РП-1, 6РП-2 на гребенке продувки нижних точек котла.

16.2.5. При давлении в барабане 0,3 МПа продуть ВУК и произвести сверку с показаниями приборов по уровню на щите. Закрыть дренажи с калачей ГПК.

16.2.6. Порядок продувки ВУК:

Открыть продувочный вентиль - продувается водяная и паровая трубки и стекло;

Закрыть водяной вентиль - продувается паровая трубка и стекло;

Открыть водяной вентиль, закрыть паровой – продувается водяная трубка;

Открыть паровой вентиль, закрыть продувочный вентиль, проверить уровень воды (сверить с другой колонкой). Уровень воды в первый момент после закрытия дренажа должен быстро подняться, затем установиться и слегка колебаться у среднего положения. Медленный подъем уровня воды показывает на засорение водяной линии. Если вода заполнила всю колонку, то это указывает на засорение паровой линии. Повторную продувку и сверку ВУК произвести при давлении в барабане 1,5 - 3,0 МПа.

16.2.7. При давлении в барабане 0,3-0,4 МПа, вторично при давлении 2,0-3,5 МПа необходимо продуть нижние камеры экранов и двухсветных испарительных панелей. Продолжительность продувки каждого коллектора не более 30 сек. Одновременно продувается только одна точка. При продувке убедиться (по звуку и на ощупь), что продувочные точки работают нормально и не забиты. Если линия забита, принять меры по ее очистке вплоть до прекращения растопки котла.

16.2.8. Открыть 6П-1 с прогревом паропровода через дренаж на воронку перед 6П-2. Контроль за скоростью растопки, должен производиться по температуре насыщения. Для уменьшения инерционности эту температуру следует смотреть на одной из пароотводящих труб в средней части барабана.

16.2.9. При давлении в барабане 1,0-1,5 МПа включить непрерывную продувку, открыв полностью регулирующий клапан, провести продувку пробоотборных точек после продувки провести отбор проб на хим. анализ, по необходимости выполнить подпитку котлоагрегата. Закрыть вентили дренажей пароперегревателя. Перевести дренажи перед 6П-2 и с растопочного паропровода в РДВД с закрытием вентилей дренажей на воронку.

16.2.10. При давлении в барабане 1,5 МПа зажечь дополнительно 2 мазутные форсунки. Закрыть: вентили воздушников с пароперепускных труб от РПО-1 в ГТШ, вентили с выходных и входных коллекторов ГТШ на коллекторе нижних точек и на отм 17.0м, вентили дренажей с пароотводящих труб к ВТШ и с нижних коллекторов ВТШ. До давления в котле 5,0 МПа проводить периодическое дренирование пароотводящих труб к ВТШ в течение 2-3 мин через каждые 30 мин растопки с момента закрытия дренажей. В случае повышения температуры металла змеевиков вертикальных топочных ширм выше допустимой (температура пара после ВТШ более 370°С) после закрытия дренажей пароподводящих труб и воздушников ГТШ приоткрыть вышеуказанные дренажи (пароподводящих труб к ВТШ) на 2-3 мин и открыть воздушники (с пароперепускных труб от РПО-1 в ГТШ).

16.2.11. При давлении в барабане Рб = 2,0 МПа переключить подачу пара на растопочный паропровод (при удовлетворительных химанализах перегретого пара), для чего открыть паровые задвижки 6Р-1, 6Р-2,Р-3 закрыть дренажи в РДВД с растопочного паропровода и перед 6П-2; закрыть 6ПР-1; 6ПР-2, выполнить обход котла с целью проверки его исправного состояния и гидравлической плотности, провести сверку ВУП.

16.2.12. При дальнейшем нагружении котла клапан регулятора давления (РД) на РРОУ открывается и РРОУ остается в работе до включения котла в магистраль. Машинисту ЦТЩУ котлами, где расположены цепи управления РРОУ, обеспечить постоянное давление и температуру с низкой стороны РРОУ.

16.2.13. Периодическое восстановление уровня воды в барабане осуществляется с помощью питания котла через ШДК-1. Подпитку проводить при закрытой линии рециркуляции (6РЦ-1, 6РЦ-2). Уровень в барабане до перехода на постоянное питание котла выдерживать в пределах ± 100 мм от нормального, после перехода на постоянное питание ± 50 мм от нормального.

16.2.14. Увеличить, согласно графика подъема давления в барабане котла при растопке, расход топлива примерно до 24% номинального, увеличением расхода мазута на мазутные форсунки. Перейти с периодического на постоянное питание котла, для чего:

Закрыть задвижки 6РЦ-1, 6РЦ-2 на линии рециркуляции барабан-экономайзер;

Включить в работу регулятор уровня воды в барабане с воздействием на ШДК-1;

По штатному температурному контролю металла проверить плотность отключения линии рециркуляции барабан- экономайзер;

Проверить работу регулятора уровня.

16.2.15. При растопке котла необходимо следить за температурами металла змеевиков пароперегревателя. Режим растопки котла организовать таким образом, чтобы температура металла не превышала допустимых значений (смотри раздел 3). В случае недостаточности охлаждения труб протекающим паром следует изменить режим растопки, чтобы не допускать чрезмерного повышения температуры газов в районе пароперегревателя. Кроме того, для защиты металла змеевиков топочных ширм во время растопки на котле установлен растопочный пароохладитель с впрыском питательной воды. При этом необходимо следить, чтобы температура пара за пароохладителем не менее чем на 30°С превышала температуру насыщения пара для исключения заброса воды в пароперегреватель (при разнице температур верха и низа коллектора впрыска не более 40°С). При растопке котла организовать контроль за температурным режимом барабана. Скорость прогрева нижней образующей барабана не должна превышать 30°С за 10 мин, а перепад температур между верхней и нижней образующей барабана не должен превышать 60°С. В период растопки котла по мере подъема давления содержание кислорода должно быть не менее 6%.

16.2.16. В процессе растопки контролировать РН питательной и котловой воды. РН питательной воды до ВЭК 9.0-9.2, после ВЭК - 8.5, РН котловой воды в чистом отсеке должен быть 9.0 - 9.5, а в выносных циклонах (соленый отсек) не более 10.5.

16.2.17. Контролировать температуру перегретого пара по тракту. При температурах, превышающих допустимые значения, включить соответствующие впрыски или приостановить нагружение по топливу.

16.2.18. При давлении в барабане котла 3.5 МПа проверить по реперам тепловое перемещение экранов, барабана и коллекторов котла. Проверка теплового перемещения производится при растопке котла из холодного состояния после капитального и среднего ремонта, но не реже одного раза в год.

16.2.19. При давлении в барабане котла 4.0 МПа отключить паровой обогрев низа барабана.

16.2.20. Переход на сжигание угля осуществляется при температуре газов в поворотной камере 300-320°С и давлении не менее 6.0 МПа, давление воздуха после ВЗП должно быть не менее 200 кгс/м 2 после включения ВПВ давление воздуха после ВЗП скорректировать до 250 кгс/м 2 . Вначале необходимо включить СТП-6Б,6В, затем произвести пуск СТП-6А,6Г, на минимальных оборотах ПСУ. Обязательно включение 2-х СТП в разных предтопках. При включении СТП необходимо поддерживать равенство температур поворотной камеры обоих предтопков. Перед пуском системы топливоподачи режим работы ДРЗ-6 определяется режимной картой.

16.2.21. Порядок операций по включению топливопровода следующий:

Установить необходимый воздушный режим на котле;

Регулирующими шиберами вторичного воздуха путем прикрытия, открытия направляющих аппаратов дутьевого вентилятора и дымососа установить давление перед соплами нижнего дутья нижнего яруса 130 кгс/м 2 и перед горелками вторичного воздуха 100 кгс/м 2 ;

Произвести внешний осмотр оборудования, системы подачи топлива, котла. Убедиться, что во всех элементах отсутствуют отложения угля;

Собрать схему системы подачи топлива в котел;

Объявить по радиопоисковой связи о пуске ВПВ;

Включить вентилятор первичного воздуха ВПВ и клапаном на всасе ВПВ установить разрежение в течке угля 250 кгс/м 2 ;

Включить шнековый питатель сырого угля и открыть штыковой затвор под бункером сырого угля, следить за работой системы подачи топлива в котел, не допуская забивания топливопроводов и течки сырого угля;

Убедившись, что топливо поступает не переувлажненное и топливопровод работает устойчиво, полностью выдернуть штыри штыкового затвора для исключения его зависания и снижения нестабильности поступления. Разрежение в течке сырого угля поддерживать при работе СТП- 50-60 кгс/м 2 , регулируя расход первичного воздуха регулирующим клапаном на напоре ВПВ.

16.2.22. После подключения второго топливопровода в работу и достижения устойчивости горения, отключить часть мазутных форсунок, наблюдая за устойчивостью горения. Первыми отключаются форсунки подхвата факела, оснащенные электромагнитными клапанами;

16.2.24. Во время загрузки СТП необходимо режим работы ДРЗ-6 вести в соответствии с режимной картой. Оптимальный режим работы ДРЗ-6 определяется:

В диапазоне паровых нагрузок 370-390 т/ч необходимостью повышения избытка воздуха в топке для повышения эффективности сжигания. При открытии направляющего аппарата на ДРЗ с 20% до 40% и открытие атмосферного клапана на 100% приводит к повышению избытка воздуха в результате содержание горючих в уносе сокращается.

В диапазоне паровых нагрузок ниже 300 т/ч режим работы ДРЗ определяется необходимостью повышения температуры перегретого пара не ниже 540 о С, но при этом ухудшается режим горения, повышается содержание горючих в уносе.

16.2.25. В случае полного обрыва факела должна быть немедленно прекращена подача угля в котел. Выяснить причину обрыва факела. Провентилировать топку и газоходы в течение 10 минут, зажечь мазутные форсунки и при достижении устойчивого горения возобновить подачу угля. Воздушный режим организовать согласно режимной карты.

16.2.26. После перевода котла на сжигание угля шиберами ШВВ-А и ШВВ-Б отрегулировать давление вторичного воздуха к горелкам в соответствии с режимной картой.

16.2.27. В процессе перевода котла на сжигание угля внимательно следить за уровнем воды в барабане, за температурами металла змеевиков пароперегревателя, за температурами газов по тракту, за отсутствием скопления шлака на фронтового ската экранной системы и в устье ДСУ.

16.2.28. Во время растопки тщательно контролировать температуру дымовых газов по конвективной шахте и температуру воздуха за воздухоподогревателем. При признаках возникновения пожара произвести осмотр газоходов, прекратить растопку, остановить дымососы и дутьевые вентиляторы, закрыть их направляющие аппараты и включить систему пожаротушения.

16.2.29. Перед подключением котла к общему паропроводу проверить качество насыщенного и свежего пара. Включение котла в магистраль допускается при кремнесодержании пара не более 60 мкг/дм.

16.2.30. При пуске котлоагрегата впервые, после капитального ремонта, а также после ремонта ИПК и ГПК, при достижении рабочего давления перегретого пара, перед включением в магистраль производится регулировка импульсно-предохранительных клапанов.

16.2.31. При расходе пара с котла не менее 160 т/ч и давлении близком к номиналу включить в работу автомат питания котла, при открытии 6ПР-1, 6ПР-2 питание котла перевести на ручное, провести сверку показания приборов по уровню на щите с ВУК.

16.2.32. По достижении параметров перегретого пара, близких к параметрам в магистрали, открыть байпас главной паровой задвижки 6П-2, увеличить расход топлива до 50%.Сообщить персоналу тепловых щитов по радиопоисковой связи о предстоящем включении котла в магистраль.

16.2.33. При равенстве давления пара за котлом и в общем трубопроводе, tп/п =550±10 0 С, включить котел в магистраль открытием задвижки 6П-2, увеличив расход топлива до 55-60% номинального. Не допускать продолжительного и значительного (более чем на 20°С) снижения температуры пара при включении в магистраль.

16.2.34. При устойчивом горении в топке отключить мазутные форсунки.

16.2.35. Закрыть задвижки 6Р-1, 6Р-2, байпасы задвижки 6П-2 и 6Р-1,6Р-2 отключить РРОУ.

16.2.36. Ввести в работу защиты и автоматические регуляторы котлоагрегата.

16.2.37. По окончании загрузки котла:

Перераспределить впрыски системы регулирования температур перегретого пара оптимальным образом, т.е. максимального снижения температуры пара с помощью регуляторов впрыска I ст. и минимального перепада температур с помощью регуляторов впрыска II ступени;

При наличии золы в бункерах золоуловителей выше нижнего уровня включить в работу систему ПСЗ;

Включить по заявке химического цеха насосы дозаторы фосфатов и организовать, при отсутствии фосфатов в котловой воде, режим фосфатирования, поддерживая значение РН котловой воды чистого отсека в пределах 9.0 - 9.5 через восемь часов работы котла установить, прикрытием регулирующих клапанов непрерывной продувки, требуемый расход котловой воды из выносных циклонов, по согласованию с НСХЦ при показателях качества воды и пара на уровне нормируемых.

Электропроводность котловой воды должна быть не более 20 мкСм/см.

16.3. ПУСК КОТЛА ИЗ НЕОСТЫВШЕГО СОСТОЯНИЯ.

16.3.1. Убедиться в нормальной работе оборудования котла, которое не отключалось после останова.

16.3.2. Выполнить подготовительные операции в соответствии с указаниями п.14.1.1-14.1.8.

16.3.3. Собрать схему перед растопкой котельной установки согласно табл. 6 .

Таблица 6

16.3.4. Прогреть растопочный паропровод с низкой стороны РРОУ.

16.3.5. Установить растопочный уровень воды в барабане.

16.3.6. Собрать схему газовоздушного тракта котла, включить в работу тягодутьевые механизмы и шлаковые транспортеры котла.

16.3.7. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течении 10 минут. Открытием РГВ-А, РГВ-Б, установить температуру воздуха после калориферов не ниже 50°С.

16.3.8. Непосредственно перед розжигом открыть:

Дренажи пароперегревателя и обогрев низа барабана от ближайшего работающего котла;

Вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2шт. и вентиля дренажей с входных коллекторов ГТШ на отм. 17.0м, с выходных коллекторов ГТШ на нижних точках от закрытого положения приоткрыть на 2-3 оборота со сбросом пара через вентили 6РП-1, 6РП-2, при давлении 1.5-2.0 МПа;

Закрыть вентили дренажей с пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижних точках.

16.3.9. Растопить котел. Расход топлива установить на уровнен 15% номинального. С началом роста давления пара открыть задвижки продувки в атмосферу 6ПР-1, 6ПР-2, при давлении пара в барабане 2.0 МПа подать пар в растопочный паропровод, для чего открыть 6Р-2, закрыть 6ПР-1, 6ПР-2, дренаж перед 6П-2. При давлении пара в барабане 3-4 МПа увеличить согласно графику-заданию расход топлива до 24% номинального, подключив к работе дополнительные мазутные форсунки. Растопку котла вести согласно раздела 14.1. настоящей инструкции и пусковой ведомости переключений котла.

16.4. ПУСК КОТЛА ИЗ ГОРЯЧЕГО СОСТОЯНИЯ.

16.4.1. Убедиться в нормальной работе оборудовании котла, которое не отключалось после останова.

16.4.2. Выполнить подготовительные операции в соответствии с указаниями п.14.1.1-14.1.8.

16.4.3. Собрать схему перед растопкой котельной установки согласно табл. 7 .

Таблица 7

16.4.4. Прогреть растопочный паропровод с низкой стороны РРОУ.

16.4.5. Установить растопочный уровень воды в барабане.

16.4.6. Собрать схему газовоздушного тракта котла, включить в работу тягодутьевые механизмы и шлаковые транспортеры котла.

16.4.7. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 минут. Открытием РГВ-А, РГВ-Б, установить температуру воздуха после калориферов не ниже 50°С.

16.4.8. Непосредственно перед розжигом открыть дренажи пароперегревателя (если останов по продолжительности превысил 4 ч.):

Вентили дренажей пароперегревателя;

Вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2 шт. и вентиля дренажей с входных коллекторов ГТШ на отм. 17.0м, с выходных коллекторов ГТШ на нижних точках от закрытого положения приоткрыть на 2-3 оборота со сбросом пара через вентили 6РП-1, 6РП-2, при давлении 1.5-2.0 МПа закрыть;

Вентили дренажей с пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижних точках;

При более коротком простое дренажи пароперегревателя не открывать.

16.4.9. Растопить котел. Расход топлива установить примерно на уровне 20% номинального. С началом роста давления пара открыть задвижки продувки в атмосферу 6ПР-1, 6ПР-2, при давлении пара в барабане 2.0 МПа подать пар в растопочный паропровод, для чего открыть 6Р-2, закрыть 6ПР-1, 6ПР-2, дренаж перед 6П-2. . При давлении пара в барабане 6 МПа увеличить согласно графику-заданию расход топлива до 25% номинального, подключив к работе систему топливоподачи (СТП).

16.4.10. Продолжительность растопки котла из горячего резерва, с момента розжига мазутных форсунок до полного подъема давления, в зависимости от давления, сохранившегося в барабане котла, должна быть согласно табл. 8 .

Целью пусковых операций парового энергетического котла неблочной ТЭС является достижение номинальных параметров пара (давление и температура острого пара, а также его качество) и такой минимальной паропроизводительности, при которой котёл может устойчиво работать на общестанционный паровой коллектор.

Минимальная паропроизводительность котла зависит от его начального теплового состояния, от рабочих параметров котла, его мощности, а также от степени автоматизации и применяемой технологии пуска.

Особенность пуска котла неблочной ТЭС состоит в том, что пусковые операции на нём осуществляются независимо от операций, производимых на турбинах. При блочной компоновке оборудования операции по подъёму параметров на котле сопряжены с прогревом паропроводов острого пара вплоть до турбогенератора, а требуемые параметры пара зависят от теплового состояния турбины. В настоящее время пуски блоков осуществляют на «скользящих параметрах» пара.

Пусковые операции на котле начинаются с момента подачи команды ДИСа о пуске котла и считаются завершёнными при достижении номинальных параметров пара и минимальной паропроизводительности.

Режим пуска должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Должно обеспечиваться надёжное протекание внутрикотловых процессов, необходимых для равномерного прогрева всех элементов котла.

2. Скорость прогрева элементов котла не должна превышать величин, определяемых допустимыми температурными напряжениями в этих элементах.

3. Тепловые потери должны быть, по возможности, минимальными.

4. Должна быть обеспечена безопасность персонала и оборудования.

Рассмотрим более подробно вопрос о температурных напряжениях металла элементов котла .

В стационарных тепловых режимах эксплуатации котла перепад температур на стенках элементов котла невелик, поэтому температурные напряжения минимальны. В нестационарных режимах (пуски, остановы, изменения нагрузки) разности температур стенок значительно возрастают, что влечёт и увеличение температурных напряжений. В общем случае данные напряжения могут быть определены как

σ t = [β·Е/(1 – μ)]·Δt·К,

β – коэффициент линейного расширения материала;

Е – модуль упругости материала;

μ – коэффициент Пуассона;

Δt – разница температур между внутренней и наружной стенками;

К – коэффициент, характеризующий режим прогрева элемента:

· К = 1/3 для режимов стационарного теплообмена;

· К = 1/2 для режимов пуска;

· К = 1 для тепловых ударов.

В реальных условиях температурные напряжения определить невозможно. Это связано с целым рядом причин, например, с наличием отложений на внутренней поверхности труб и их шлакованием снаружи, с неравномерностью поля температур рабочего тела и газового потока и т.п. В этом случае вводят, так называемые, критерии безопасной эксплуатации , которые представляют собой:


Допустимые перепады температур в ответственных элементах котла;

Допустимые скорости прогрева (расхолаживания);

Допустимые пределы температур.

При эксплуатации котлов следует руководствоваться требованиями ПТЭ, ППБ, ПТБ, правилами Госгортехнадзора, требованиями заводских и типовых инструкций, местных должностных и производственных инструкций по техническому обслуживанию и эксплуатации основного и вспомогательного оборудования. Значения указанных критериев безопасной эксплуатации также регламентируются данными РД.

Пусковые операции, кроме того, регламентируются «Типовой инструкцией по пуску из различных тепловых состояний и останову парового котла ТЭС с поперечными связями», 1995 г.

Согласно данной инструкции, в зависимости от начального теплового состояния котла различают следующие виды пусков:

Из холодного состояния (давление в пароводяном тракте отсутствует, котёл и паропроводы полностью остывшие, соответствует останову котла на срок более 2 суток);

Из неостывшего состояния (в пароводяном тракте избыточное давление не более 13 ата, соответствует останову котла на 10 и более часов);

Из горячего состояния (в пароводяном тракте избыточное давление более 13 ата).

Следует отметить, что граничное давление 13 ата выбрано исходя из параметров пара в общестанционном паровом коллекторе. При этом подразумевается, что при пуске из горячего состояния продувочный пар сразу же можно направлять на растопочную РОУ.

При пусках следует придерживаться следующих общих принципов:

1. Пуск котла включает три этапа:

Подготовительный этап;

Розжиг котла и подъём параметров;

Включение котла в общестанционный паровой коллектор.

Для оптимизации и качества выполнения подготовительных операций должны использоваться графики пуска, которые регламентируют последовательность выполнения операций, время на проведение той или иной операции и лицо, ответственное за выполнение данной операции. Данные графики позволяют определить выполнение подготовительных операций для любого момента времени.

С момента растопки котла и до момента вывода его на номинальные параметры пара оперативный персонал должен руководствоваться, так называемым, графиком – заданием пуска, который представляет собой кривую изменения давления в барабане, сопряжённую с графиком температуры перегретого пара, с указанием моментов форсировки топок и параметров для проведения профилактических мероприятий (продувок, включения пробоотборных точек, подключения РРОУ и т.п.). Графики – задания и сетевые графики должны разрабатываться из всех тепловых состояний котла.

t мет

2. Начальный расход топлива при пусках из холодного состояния должен составлять примерно 10 % от номинального. При этом, т. к. данный расход топлива лежит в зоне нечувствительности расходомеров газа (мазута), контроль количества подаваемого топлива должен вестись по максимальной температуре газов на выходе из топки, которая, например, для котлов сверхвысокого давления должна быть не ниже 420 – 440 о С по условиям равномерности поля температур газов и обеспечения достаточной скорости прогрева элементов и не выше 540 о С по условиям надёжного охлаждения пароперегревателя при малом теплосъёме с паровой стороны.

3. При пусках из неостывшего и горячего тепловых состояний начальный расход топлива должен составлять 15 – 20 % от номинального, а максимальная температура газов на выходе из топки должна быть на 10 – 30 о С выше максимальной температуры металла пароперегревателя, с тем, чтобы в первоначальный момент времени не произошло снижение давления перегретого пара.

4. Замедленный рост начального давления пара, при пусках их холодного состояния, должен обеспечиваться за счёт полного открытия продувки пароперегревателя, дополнительной продувки из рассечки пароперегревателя и полного открытия воздушников с парового тракта котла и с паропроводов. При этом следует добиваться как можно более медленного роста давления пара при относительно быстром росте паропроизводительности, что обеспечит хорошую вентиляцию барабана, «дыхание» котла.

5. Скорость прогрева барабана котла должна контролироваться по скорости увеличения температуры металла нижней образующей барабана, которая не должна превышать 30 о С за 10 мин.

Ввиду сложности регулирования скорости увеличения температуры металла нижней образующей барабана за счёт расхода топлива или величины продувки пароперегревателя, рекомендуется моменты форсировки топок отражать в графике – задании пуска. При этом должны использоваться растопочные форсунки. В этом случае количество подаваемого в топку топлива в моменты форсировок могут регламентироваться количеством зажжённых форсунок и давлением перед ними.

Прогрев барабана не является обязательной операцией при условии соблюдения вышепринятых рекомендаций, поскольку в этом случае критерий безопасности по разнице температур верхней и нижней образующих барабана (60 о С) В других случаях для выравнивания температурного поля металла барабана и обеспечения заданного графика подъёма давления в барабане пуск котла может осуществляться с прогревом барабана от стороннего источника.

6. Котёл считается не заполненным, если уровень воды в барабане ниже растопочного.

Водяной тракт котла должен заполняться деаэрированной водой, при этом разность температур воды и металла барабана на должна превышать 40 – 60 о С. Разность температур металла верхней и нижней образующих барабана после его заполнения не должна превышать 80 о С. Не допускается заполнение барабана при температуре металла барабана выше 160 о С. Не допускается гидроопрессовка пароводяного тракта котла, если температура металла нижней образующей барабана превышает 150 о С.

Заполнение котла должно вестись медленно, особенно в первые минуты. При этом должна строго контролироваться разность температур металла правой и левой образующих барабана, верхней и нижней образующих барабана.

Наиболее рациональным считается заполнение водяного тракта котла через нижние коллектора экранов, а именно через дренажную систему, что способствует более качественному вытеснению воздуха из водяного тракта.

7. Продолжительность периодических продувок из нижних точек экранов при пусках и остановах должна составлять от 1,5 до 3 мин. При стационарных режимах работы котла частота выполнения продувок и время их проведения регламентируется персоналом химического цеха (обычно не менее 1,5 мин. 1 раз в 2 – 3 суток для каждого экрана).

Для повышения эффективности проведения периодических продувок в нижних коллекторах экранов рекомендуется устанавливать шламоотборники или выполнять дополнительные дренажные линии.

На котлах неблочных ТЭС при соблюдении вышеперечисленных требований практически не требуется регулирование температуры перегретого пара в период растопки вплоть до момента подключения котла к общестанционному коллектору острого пара.

Аварийные впрыски используются крайне редко. При этом их использование для регулирования температуры перегретого пара должно осуществляться по согласованию с персоналом химического цеха.

Подключение штатных впрысков осуществляется при достижении номинальной температуры пара. При использовании штатных впрысков необходимо максимально загружать первые по ходу пара впрыски и подключать, при необходимости, следующие.

Следует отметить также, что при простое котла в резерве более трёх суток перед пуском должны быть опробованы защиты и блокировки с предварительной прокруткой защитной арматуры и контролем её исправности по месту.

8. Для упрощения пусковых операций РРОУ должно содержаться в горячем резерве. Это означает, что РРОУ с высокой стороны (паропроводы от котла до задвижки на входе в РРОУ) должно прогреваться паром от котла, а с низкой стороны (паропроводы от задвижки на входе в РРОУ до парового коллектора собственных нужд ТЭС) – паром от КСН.

Качество проведения пусковых операций должно оцениваться, необходимо принимать соответствующие меры к устранению возникающих неполадок. С этой целью оперативный персонал заполняет соответствующие ведомости, в которые вносятся критерии безопасной эксплуатации и основные положения об организации пусков котлов.

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом