Из чего сделан плот кон тики. Изготовление модели плота Кон-Тики

21.09.2023

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции?

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние .

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:


  1. «Кон-Тики » строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.
  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.
  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых бревен длиной 10–14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.
  4. Над основанием установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из мангрового дерева, которое не тонет.
  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длины. Такой подход позволил увеличить скорость движения.
  6. Судно было оснащено парусом площадью 27 м2 и 2 рядами досок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.
  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.


Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:


  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;
  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;
  3. Турстейн Робю – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого линкора «Тирпиц»;
  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;
  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.


Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.


Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.


Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:


Фильм и книга

Тур Хейердал написал . Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Послесловие

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного

Описание проекта


1. Не очень длинное вступление

Ни один настоящий исследователь не настаивает на окончательных и бесповоротных выводах из своих исследований. Скорее всего, к таковым можно было отнести и знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала.

Его научно-исследовательская деятельность после службы в норвежском спецназе была направлена на доказательство гипотезы о возможности переселения южноамериканских индейцев на примитивных плавательных средствах на острова Полинезии. При этом, как утверждается, древние мореплаватели преодолевали расстояние более пяти тысяч километров по океану… Судя по словам Хейердала, гипотеза возникала на заднем плане в сознании ученых довольно давно, но решающим фактором, препятствующим ее введению в научный оборот, было отсутствие у тогдашних южноамериканских индейцев надлежащих плавательных средств.

Тур Хейердал обратил внимание на произрастание в южноамериканских лесах легкого дерева бальса. Этот факт и послужил ему основанием для формулирования им гипотезы о переселении индейцев в Полинезию на бальсовых плотах после преодоления ими расстояния более пяти тысяч километров через Тихий океан. При этом решающей социологической причиной переселения должен был быть внезапно наступивший природный катаклизм либо же внезапное нападение сильных и могущественных врагов.

В 1947 году состоялось его знаменитое плавание на гигантском плоту «Кон-Тики», сделанном из бальсовой древесины. Участники международной экспедиции достигли желаемых островов Полинезии в Тихом Океане, что, с точки зрения Тура Хейердала организатора, оказалось экспериментальным доказательством гипотезы успешного переселения южноамериканских народов на острова Полинезии. Весь процесс как изготовления плота, так и плавания на нем описан в книге его авторства «Путешествие на «Кон-Тики»». Эта книга и многие другие его авторства переведены на многие языки мира, в том числе и на русский.


Как описано в упомянутой книге, сам плот был сделан из бальсовой древесины, произрастающей в лесах Эквадора. Стволы деревьев были спилены с помощью современных железных инструментов (правда, как следует из его книги, с большим трудом). Далее отдельные материалы были доставлены на побережье, и там из них был собран плот.

Давайте на этот плот посмотрим чуть подробней и подумаем, какими технологиями для его построения должны бы были обладать его строители (сам рисунок взят с сайта http://hobbyarea.ru/article_info.php?tPath=5&articles_id=33%29)

Из рисунка видно, что при строительстве плота были использованы:
- бальсовое дерево
- мангровое дерево
- сосна
- бамбук
- парусина
Тем самым, строители плота должны были обладать следующими технологиями:

Умение обрабатывать бальсовое дерево

Умение обрабатывать мангровое дерево

Умение обрабатывать сосну

Умение обрабатывать бамбук


Умение выращивания льна или конопли и умение изготовления из них полотна, а также умение изготовления из полотна паруса.

При этом еще автоматически возникало требование для местности, где этот плот должен был быть изготовлен: индейцы должны были знать о местах произрастания каждого из перечисленных представителей растительного мира. Эти места произрастания должны быть расположены недалеко друг от друга, в противном случае индейцы могли бы просто уйти по суше в другую местность, и плавание через океан им бы просто не потребовалось.

Далее. Для изготовления судов необходимо древесные материалы обработать, а для этого нужны инструменты: топоры, пилы, свёрла. Такие инструменты могли быть каменными или металлическими. Как те, так и другие, нужно было уметь изготавливать и использовать.

Что касается каменных инструментов, то они могли быть изготовлены из строго ограниченного набора камней. В общем случае, для археологов и реконструкторов истории человечества процесс изготовления инструментов из подручных материалов, каменных или костяных, всегда представлял собой нелегкую задачу. Сам исходный природный материал для таких инструментов должен был быть легко находим и легко обрабатываем.

Нечто аналогичное можно сказать и о металлических инструментах: для их изготовления нужно, чтобы была руда, причем в неглубоких местах залегания, и к тому же легкоплавкая. Иначе металлических инструментов не изготовить.

Одним словом, организаторы данного проекта считают, что представленное в книгах Тура Хейердала его научное наследие должно быть осмыслено заново. Их мнение: представленная научная логика Тура Хейердала имеет недостатки со следующих точек зрения:


С точки зрения наличия природных средств для изготовления инструментов, в частности, с точки зрения минералогии и металлургии

С точки зрения социологии – попытка проверки возможности для высокоразвитого племени просто в случае опасности уйти от врагов в горы, не предпринимая при этом плавания сквозь воды Тихого Океана

2. Описание предлагаемого проекта


При исключении любой металлургии из процесса изготовления бальсового плота было бы логично предположить его изготовление с помощью инструментов, сделанных из более примитивных металлов (свинец, бронза) или просто с помощью каменных или костяных инструментов.


Исходя из этого, наибольшую научную ценность принесла бы экспедиция, которая в себе сочетала бы два процесса:

Процесс изготовления инструментов для изготовления бальсовых плотов

Сам процесс изготовления бальсовых плотов с помощью этих инструментов

Последний процесс изготовления самих бальсовых плотов, в свою очередь, разбивался бы на следующие этапы:

Процесс повала бальсовой древесины в тропическом лесу*

Процесс ее транспортировки до побережья или берега водоема, по которому он мог бы быть к океану доставлен

Процесс обработки древесины до состояния готовности к ее вязке в уже готовый плот

Процесс изготовления вяжущих материалов (веревок), опять же, из доступного сырья (традиционная версия молчит, из чего делались паруса при отсутствии льна или конопли, традиционных материалов)

Завершающий процесс изготовления плота из уже готовых материалов


* - (как примечание): сам Хейердал отметал возможность изготовления плавательных средств из бальсового дерева, поваленного во время бурелома, так как его древесина быстро бы набухала, набирала вес, теряла легкость и становилась бы непригодной для использования в качестве материала для плота

Процесс изготовления инструментов должен проистекать из местного подручного сырья строго по рекомендациям знатоков местных полезных ископаемых. Именно наличие удобных материалов для изготовления инструментов должно быть определяющим фактором для первого этапа экспедиции.

Сами инструменты должны быть изготовлены на глазах у подавляющего большинства (если не у всех) членов экспедиции.


Процесс повала бальсовой древесины в тропическом лесу (спиливания или рубки) должен проистекать строго с использованием лишь тех инструментов, что были изготовлены самими участниками на первом этапе. Иными словами: если удалось сделать бронзовый топор – с помощью бронзового топора, если удалось сделать лишь свинцовый – с помощью свинцового топора, если удалось сделать костяную или каменную пилу либо топор – с помощью этой пилы или этого топора. Таким же образом должен проистекать процесс ее обработки.

Процесс ее транспортировки до побережья или берега водоема, по которому материал мог бы быть к океану доставлен, также должен проистекать строго с использованием технологий, доступных человеку на самом примитивном этапе развития человечества. Он может проистекать с использованием вьючных животных, обитающих в этом регионе.

Процесс изготовления вяжущих материалов должен выглядеть абсолютно аналогично – строго из материалов, доступных в данной местности. Т ак же, как и процесс изготовления паруса.

На последнем этапе участники экспедиции уже завершат изготовление плота путем его монтажа из ранее заготовленных материалов.

3. Осмысление полученных результатов

Если на каком-либо из этапов какая-либо из технологических операций оказалась бы невозможной, это послужило бы сигналом для отказа от дальнейших этапов экспедиции и провозглашения необходимости научной коррекции результатов Тура Хейердала и оповещения об этом всех интересующихся

История кораблестроения и мореплавания уходит в далекое доисторическое прошлое. Вероятно, они зародились еще в первобытном обществе. Для переправы через реки и озера сначала использовались отдельные стволы деревьев, а потом плоты из них, связанные гибкими корнями, лианами. С помощью шестов, а затем примитивных парусов из кож животных осуществлялось передвижение по воде.

В 1947 году весь мир облетела необычайная новость - норвежский ученый-этнограф Тур Хейердал с пятью товарищами, на плоту, каким пользовались тысячи лет тому назад древние инки - жители Южной Америки, совершил плавание от берегов Перу к островам Полинезии. На примитивном плоту, связанном из 9 больших бальзовых деревьев, с четырехугольным парусом, отважные исследователи проплыли за 100 дней по океану почти 8000 км, используя постоянные течения и попутные ветры.

Древние плоты инков строились из бальзовых деревьев, растущих в тропических лесах Эквадора. Когда в XVI веке в тех краях появились испанцы, они увидели плоты, на которых плавали местные жители не только по рекам, но и в море; плот по-испански - бальза, это слово закрепилось за деревьями, из которых связывали плоты.

В сухом состоянии древесина бальзы легче пробки примерно в 2 раза. Она хорошо обрабатывается, не раскалывается. По высоте бальзовые деревья достигают 20-25 м, а в диаметре 75-90 см. Деревья имеют гладкий ствол, крону и большие зеленые листья.

Плот, построенный Хейердалом по рисункам древних инков, был сделан точно, как делали их 1500 лет назад. Бревен было 9, самое длинное из них - 14-метровое было положено в средину, по обе стороны от него симметрично были уложены остальные 8 бревен. Крайние бревна длиной 10 м, соединенные вместе в носовой части, образовывали треугольник, что облегчало движение плота. В корме три средних бревна немного выступали, на этом месте крепилась колода с гнездами для уключин кормового весла, заменявшего руль. Все бревна были связаны растительным тросом диаметром 30 мм. Поверх бревен и поперек них были укреплены с промежутками около метра тонкие бальзовые жерди-ронжины. Сверху была настлана палуба из расщепленных бамбуковых стволов, прикрепленных концами к ронжинам. На палубе закрепили циновки, сплетенные из молодых побегов бамбука. В нескольких местах, там, где между бревнами имелись щели, укрепили пять сосновых досок толщиной 25 мм и шириной 60 см, погруженных в воду на полтора метра. Доски закреплялись с помощью клиньев и веревок и служили как бы килями плота. Такого рода кили существовали на всех старинных инкских плотах и предназначались для того, чтобы плот не очень сильно сносило ветром и течением с курса.

Посередине плота, несколько ближе к корме, была установлена каюта из бамбуковых жердей; стены ее сплели из бамбуковых побегов, а крышу сделали из бамбуковых планок и глянцевитых банановых листьев, уложенных один на другой, наподобие черепицы.

Перед каютой установили мачту, сделанную из мангрового дерева, твердого, как железо; в корме была небольшая мачта. Мачты стояли наклонно по отношению одна к другой, верхушки их связали крест-накрест. Большой четырехугольный парус укрепили на рее, сделанной из двух бамбуковых стволов, связанных вместе для прочности.

На верхней части мачты устроили наблюдательную площадку. Вдоль каждого борта уложили бальзовые жерди, обеспечивавшие опору для ног. На парусе нарисовали изображение легендарного Кон-Тики - вождя полинезийцев.

Армада таких плотов в далекие времена, по мнению Т. Хейердала, пересекла Тихий океан и тысячи людей высадились на островах Полинезии.

Все необходимые чертежи модели перуанского бальзового плота показаны на рис. 109 (примерно в одну десятую натуральной величины настоящего плота «Кон-Тики»). Размеры всех деталей модели плота выдержаны в том же масштабе; размеры деталей можно брать с рисунка без всяких изменений.

Материалы для постройки: дерево, бамбук, бумага, нитки, кусочек шелка для паруса, солома (если циновку делать, как настоящую). Окраску бревен, брусьев и других деталей производите бейцем. Крышу сделайте из чертежной бумаги, ее можно покрасить гуашевой или акварельной краской. Изображение Кон-Тики надо перевести на кальку, а потом уже с кальки на парус.

Построенная модель перуанского плота классифицируется как настольная миниатюра и обозначается: XIII класс «А».

План-конспект занятия

Тема: Изготовление модели плота.

Цель: Рассказать учащимся об этапах строительства настоящего “Кон-Тики”, из каких материалов, как и где он был сделан.

Задачи: Совершенствовать умение склеивать полые бумажные трубки разных диаметров и длин. Закрепить навыки работы с бумагой и клеем. Развивать умение самостоятельно изготовлять недостающие детали.

Краткий ход работы:

Склеить 9 толстых основных бревен, 10 средних поперечных бревен, 2 тонкие мачты, рею. Склеить между собой 9 основных бревен, поперек расположить 10 бревен потоньше, наклеить настил, укрепить бортик вдоль носа и по бокам. Посреди плота установить хижину.

Материалы для работы: картон, бумага, клей.

Судомоделизм по праву является одним из популярных технических видов спорта как у нас в стране, так и за рубежом. Каких только моделей не строят юные корабелы и взрослые моделисты-спортсмены: самоходные, радиоуправляемые, гоночные, модели-копии, в том числе и настольные,- всех не перечислить. Да вот беда, далеко не каждому изготовление таких моделей доступно - нужны сложные расчеты, умение работать по чертежам, с разными материалами.

Настоящим годом рождения судомодельного спорта считается 1949 год, когда на водной станции "Динамо" в Москве ДОСФЛОТ СССР провел первые Всесоюзные соревнования судомоделистов. В дальнейшем они стали проводится ежегодно. Для руководства судомодельным спортом в 1964году была создана Федерация.

Изготовление корпуса модели - это только начало работы. Внешний вид готовой модели определяют главным образом надстройки, рубки, трапы, вооружение. Как правило, это мелкие детали и узлы, поэтому изготовление их требует от моделиста аккуратности и точности. От качества деталей и узлов надстроек зависят и мореходные качества модели - устойчивость и ходкость.

Модель должна быть оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом, водяным или воздушным винтом.



В современном судостроении и судомоделировании используют рули 4 видов: рули с рудерпостом, балансирный, полуподвесной и подвесной. Балансирные рули требуют меньше усилий для поворота, они не снижают КПД гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно используют их на своих моделях. От правильного сочетания связки «корпус -гребной винт - руль» во многом зависит скорость судна или модели.

Моделисты устанавливают на модель специальные стабилизаторы курса и автоматические устройства.

Регулировка модели на воде. Испытание модели. Модель построена. Теперь ее предстоит испытать на воде и отрегулировать. Сначала проверяют водонепроницаемость отсеков модели. Если в модели обнаружена течь, отверстие или щель заделывают изнутри нитро-шпаклевкой, смешанной с опилками. Потом устраняют боковые крены и дифферент (крен на корму или нос), регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (обычно свинцом) избавляют модель от крена и дифферента, а правильным распределением полезного груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики - улучшают остойчивость.

Изготовление модели плота:

С моделью плота «Кон-Тики» можно проводить интересные игры и даже соревнования, хороша она и в качестве сувенира. Можно подарить ее школе для использования в качестве наглядного пособия на различных уроках.

Изготовить 9 бревен, накрутив детали на трубку 10 мм, средние бревна изготовить, накрутив детали на карандаш (Рис 2.1).

Рис 2.1. Заготовки для «бревен»

Ø Основные бревна укладывают таким образом: самое длинное посередине, по бокам расположить по росту более короткие бревна. Их склеивают между собой

Ø поперек плота укладывают бревна потоньше через ровные расстояния, после визуальной проверки они приклеиваются

Ø Наклеить настил, имитирующий бамбуковые латы

Склеить хижину, приклеить ее в центре плота, предварительно оклеив расщепленными вдоль соломинками или же расчерченной фломастером желтой бумагой.

Самостоятельно определить размеры бортов на носу и по бокам плота. Они делаются из полосок бумаги и приклеиваются

Паруса можно сделать из кальки, окрашенной в светло-серый цвет слабым водным раствором черной туши или акварели. Прикрепите их на рее первой мачты и гике второй при помощи согнутых пополам бумажных полосок, которые оборачиваются вокруг рея, мачты или гика и смазываются клеем.

Из плотной бумаги и кусочков оструганной рейки, пользуясь резаком, сделайте штурвал (его диаметр 20 мм).

Теперь нужно установить такелаж - тросы и снасти для крепления мачт и парусов из суровых ниток коричневого или серого цвета (обычные катушечные нитки).

Готовую модель при помощи кисточки покройте гуашью соответствующего цвета, смешанной с ПВА. Модель при хранении потребует простейшей подставки.

Бальсовый плот «Кон-Тики»

Когда конкистадоры Франсиско Писсаро в 1526 г. готовились отправиться в свое второе плавание от Панамского перешейка на юг, в направлении Перу, одно из судов экспедиции несколько отделилось от главных сил и отправилось на разведку в сторону экватора. Когда оно достигло северных районов современного Эквадора, испанцы заметили в море судно, шедшее им навстречу под парусом. Это оказался большой бальсовый плот, направлявшийся на север. На плоту находилось 20 человек, а его груз составлял 36 тонн. По словам одного из испанских моряков, плоский плот имел бревенчатую основу, покрытую тростниковой палубой. Она была приподнята настолько, что груз не смачивался водой. Бревна и тростник были крепко связаны веревкой из растительного волокна. Особенно удивили испанцев паруса и такелаж плота: «Он был оснащен мачтами и реями из очень хорошего дерева и нес хлопчатобумажные паруса такого же рода, как наш корабль. Отличные снасти сделаны из упомянутого генекена, который напоминает пеньку; два камня, подобных мельничным жерновам, служили якорями».

Так европейцы познакомились с необычными судами, широко использовавшимися у западного побережья Южной Америки. Впрочем, слышать о них испанцам доводилось и ранее – от индейцев Панамы. Они рассказали Васко Нуньесу де Бальбоа – первому европейцу, увидевшему Тихий океан – о могущественном государстве на юге, жители которого отправляются в плавание на судах под парусами и с веслами, по величине лишь немного уступающих испанским кораблям. До нас дошли описания плотов, которые инки использовали даже для очень дальних плаваний. Все они делались из нечетного количества бревен, и самые большие могли перевозить до 50 человек (включая тяжеловооруженных испанских воинов) и несколько лошадей.

Хронист отмечал: «Самые большие плоты перуанских индейцев, живущих вблизи лесов, скажем, в портах Паита, Манта и Гуаякиль, состоят из семи, девяти и даже большего количества бревен. Вот как их делают: лежащие рядом бревна связывают лианами или веревками, которые захватывают также другие бревна, положенные поперек. Среднее бревно в носовой части длиннее остальных, дальше в обе стороны от него укладывают более короткие бревна, так что видом и соотношением они придают носу плота сходство с пальцами кисти руки, а корма ровная. Поверх бревен кладут настил, чтобы вода, которая проникает снизу в щели между бревнами, не намочила людей и одежду». На плотах устанавливалась «надстройка» (хижина из бамбука), на корме предусматривалось специальное место для приготовления пищи. Для управления плотом и маневрирования индейцы использовали гуары – длинные широкие доски, просунутые в щели между бревнами, аналог появившихся намного позднее европейских швертов.

«Кон-Тики»

В ХХ в. исследователи, занимавшиеся историей заселения островов Тихого океана, обратили внимание на странное обстоятельство: многие растения, культивировавшиеся полинезийцами, происходили из Южной Америки. Возникли даже теории о том, что заселение островов шло не из Азии, а именно с американского материка. Правда, затем эти теории были признаны несостоятельными, но вероятность контактов южноамериканских индейцев с Полинезией выглядела вполне реалистичной. Однако существовали большие сомнения: способен ли бальсовый плот совершить столь дальнее плавание? Не утонет ли он, когда бревна пропитаются морской водой? Как будет вести себя «примитивное» сооружение во время шторма?

Одним из энтузиастов, отстаивавших теорию о контактах индейцев и полинезийцев, был норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал. Обобщив имевшуюся в его распоряжении информацию, он решил отправиться в плавание через Тихий океан на бальсовом плоту. Ему удалось заручиться поддержкой президента Перу, который в начале 1947 г. дал «добро» на постройку плота в военном порту Кальяо.

В честь героя индейских преданий плот получил название «Кон-Тики» («Kon-Tiki»). Он состоял из девяти бальсовых бревен, причем – как полагалось в соответствии с древними традициями, – центральное было самым длинным, а крайние – самыми короткими. Поверх них с интервалом в метр укрепили тонкие поперечные бревна, на которые настилалась палуба из расщепленных бамбуковых стволов, сверху покрытая циновками. Посреди плота, немного ближе к корме была сооружена небольшая открытая каюта из бамбуковых ветвей, а перед ней установлена А-образная мачта из мангрового дерева. Большой четырехугольный парус (на нем штурман экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал изображение Кон-Тики) крепился к рею, изготовленному из двух бамбуковых столов. В носу имелся небольшой фальшборт для защиты от волн. Наибольшая длина сооружения составляла 13,5 м, ширина – 5,5 м. Экипаж состоял из пяти норвежцев и одного шведа.

Плавание началось 28 апреля 1947 г., причем из порта Кальяо «Кон-Тики» на 50 миль отвел буксир перуанского флота «Гуардиан Риос». После того как плот достиг течения Гумбольдта, началось его самостоятельное плавание. Управлять плотом путешественники собирались с помощью гуаров и закрепленного на корме рулевого весла. Из-за отсутствия опыта получалось это не всегда удачно, «Кон-Тики» оказался недостаточно маневренным. Зато, по словам Хейердала, бальсовый плот «…качало не очень сильно. Он держался на волнах гораздо устойчивее, чем любое судно такого же размера». Постепенно удалось решить проблему управления, научившись пользоваться гуарами.

Морская стихия несколько раз проявила свой крутой нрав, но по-настоящему опасный случай был всего один – падение человека за борт. Спасти Германа Ватцингера удалось лишь чудом. 30 июля мореплаватели увидели землю: плот миновал самый крайний остров архипелага – Туамоту. Полинезии достичь удалось, но оставалось решить еще одну весьма непростую задачу: пристать к берегу, не разбившись о рифы. В начале августа, несмотря на попытки островитян оказать команде Хейердала помощь, подойти к острову Ангатау не далось. В конце концов, плот оказался выброшен на риф у крошечного необитаемого островка на 101 й день плавания – 7 августа. К счастью, никто из команды серьезно не пострадал. Через несколько дней путешественников нашли полинезийцы и переправили на обитаемый остров Роироа, а плот во время высокого прилива перетащили в лагуну. Затем Тур Хейердал и его отважные спутники отправились на Таити, а оттуда – в Европу. Попал туда и «Кон-Тики», доставленный на палубе норвежского грузового судна. Ныне он занимает почетное место в посвященном ему музее в Осло.

Книга Хейердала «Путешествие на "Кон-Тики"» была переведена на множество языков, снятый во время плавания фильм в 1951 г. получил Оскар как лучшее документальное кино. Впоследствии было предпринято еще несколько удачных плаваний на бальсовых плотах от берегов Южной Америки в Полинезию. Теория о контактах народов, населяющих эти части света, получила немало подтверждений.

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом