Нефтяные камни - город в открытом море баку. Нефтяные Камни – уникальный поселок на сваях Как Ассанж наживал новых врагов

14.09.2023

В конце 1940-х годов в 100 километрах к востоку от побережья Азербайджана началась реализация удивительного проекта. Прямо в море за несколько десятилетий вырос настоящий городок с многоэтажками, поликлиникой, столовой, пекарней и даже лимонадным цехом, окруженный сотнями километров эстакад с автомобильным движением. Это Нефтяные камни, уникальный поселок нефтяников, аналогов которому на планете нет. Onliner.by рассказывает, как человек в очередной раз победил природу, построив в открытом море город.

Добыча черной, плохо пахнущей, но при этом горючей жидкости примитивными, кустарными способами началась в Азербайджане еще в средние века. Центром промыслов стал Апшеронский полуостров, крупнейшим городом которого была и остается азербайджанская столица, Баку. Ценность ресурса, прозванного «черным золотом», человечество поняло гораздо позже - настоящий нефтяной бум в окрестностях Баку разгорелся во второй половине XIX века, украсив предместья города сотнями вышек.

В начале следующего XX века Баку уже стал нефтяной столицей всей Российской империи, здесь добывалось почти 90% нефти страны и около половины - всего мира. «Черное золото» приносило бакинским промышленникам, в числе которых были семьи Нобелей и Ротшильдов, миллионы рублей.

Советская власть, разумеется, нефть у частного бизнеса отобрала. Вместе с тем легкие в освоении месторождения на Апшероне стали постепенно истощаться, и перед государством встала задача поиска новых источников сырья, которое приобрело стратегический характер. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны было принято принципиальное решение - идти за нефтью в море.

На Каспии примерно в сотне километров от побережья Апшеронского полуострова существовало место, прозванное рыбаками Черные камни. Это была гряда еле-еле выступающих над поверхностью моря скал, имевших характерный черно-серый цвет. Это и вода с маслянистыми разводами намекали о выходе нефти где-то неподалеку. В ноябре 1948 года на Черные камни высадился геолого-разведочный десант, возглавлял который лично Николай Байбаков, министр нефтяной промышленности и будущий многолетний председатель Госплана СССР. Вывод представительной комиссии был однозначным и оптимистичным - нефть на Черных камнях есть, и ее много.

Так выглядел будущий город на заре своего существования.

Глубина моря в этом районе составляла всего 5-20 метров, поэтому руководство объединения «Азнефть» решило строить базу нефтедобычи прямо в открытом море. Имевшихся скалистых островков для этого было все же недостаточно, поэтому плацдармом послужил старый, готовившийся к списанию корабль «Чванов». Полузатопленное судно одновременно стало и первым местом жительства буровиков, разместившихся в его каютах. Спустя год после начала освоения месторождения первая скважина километровой глубины заработала, после чего Черные камни немедленно переименовали в Нефтяные.

За следующие полгода к первопроходцу «Чванову» отбуксировали и затопили еще шесть старых, отслуживших свое кораблей. Так был сформирован «остров семи кораблей», сердце будущего поселка. Судна соединили между собой и с имевшимися рядом островками металлическими эстакадами, установленными на деревянные сваи. Конструкция быстро обросла и первыми, временными пока домиками.

Вскоре буровики смогли переехать и в относительно комфортабельное жилье - для них на Нефтяных камнях соорудили 16 двухэтажных деревянных домов. Кроме этого, здесь были построены 2 электростанции, столовая, баня, медпункт, библиотека - неплохая инфраструктура для окруженного морем поселка.

Росла и площадь отвоеванной у воды суши. На специальных кораблях сюда завезли более полумиллиона кубометров песка и скальной породы. Небольшая глубина моря позволила объединить естественные и искусственные острова в единое целое.

Параллельно с увеличением количества скважин активно строились и соединявшие их эстакады. Это было поразительное зрелище - десятки, сотни капитальных зданий, буровых вышек, нефтяных скважин, соединенные многокилометровыми мостами, по которым оживленно ездили легковые и грузовые автомобили. Вокруг же только Каспийское море, до ближайшей суши сотня километров на теплоходе или вертолете.

Центр рабочего поселка с построенными для буровиков и обслуживающего персонала двухэтажными домами.

На этом цветном снимке 1960-х годов хорошо видны еще частично выступающие над поверхностью воды черные скалистые островки. Вдалеке в центре - «остров семи кораблей».

С конца 1940-х на Нефтяных камнях было пробурено около 2000 скважин, давших 60% всей советской морской нефти. Первоначально она доставлялась на сушу танкерами, но в 1981 году был сдан 78-километровый подводный трубопровод, позволивший отказаться от использования кораблей, чья эксплуатация в условиях мелководья и многочисленных в этом районе моря скал представляла определенный риск.

Еще большую опасность представляли нередкие на Каспии штормы. В первые годы освоения «нефтекаменного» месторождения все гидротехнические сооружения строились с использованием деревянных свай, поднимавших их на высоту в 6,5 метра. Как быстро доказала природа, этого оказалось недостаточно. 15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, повлекший за собой человеческие жертвы.

«С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал журнал «Наука и жизнь».

Проектировщики и строители усвоили печальный урок. Высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды, а деревянные сваи стали массово заменять металлическими.

Постоянного населения в Нефтяных камнях не было. Буровики работали вахтовым методом, и первоначально их доставляли на работу теплоходами. Сначала корабли ходили от морского терминала на острове Артем, соединенного дамбой с Апшеронским полуостровом (туда даже пустили электричку из Баку!), позже было налажено пассажирское сообщение от морского вокзала азербайджанской столицы. Тем не менее, переход по морю был неудобен, в плохую погоду растягивался на многие часы, а во время штормов и вовсе прекращался. Ситуацию исправили в 1960 году, когда Нефтяные камни посетил Никита Сергеевич Хрущев. Эмоционального советского лидера так впечатлил поселок, что он приказал организовать специальный вертолетный отряд для перевозки рабочих смен на вахту и обратно.

Вертолеты подчас использовались и для доставки нефтяников на скважины. Количество стационарных платформ так увеличилось (сейчас около 200), а километраж эстакад настолько вырос, что использование автомобильного транспорта в отдельных случаях было просто неэффективно. В настоящее время общая протяженность «улиц» этого необычного поселка достигла 350 километров.

Дороги здесь, конечно, однополосные, встречный автотранспорт разъезжается или на платформах, или благодаря регулярно организованным специальным «карманам».

В советское время на Нефтяных камнях одновременно работало около 5 тысяч человек. Несмотря на принятый здесь формат вахтового общежития, обитатели которого постоянно менялись, быт людей здесь был обустроен неплохо. Кроме бани, столовой и медпункта, со временем здесь появилась собственная пекарня, кинотеатр, даже лимонадный цех, продукция которого вывозилась на «большую землю». Буровиков регулярно развлекали и прилетавшие из Баку артисты. Все это позволяло жить и работать с определенным комфортом, хотя, конечно, и не без некоторых ограничений. Например, на Нефтяных камнях категорически запрещен алкоголь и, разумеется, сигареты.

На фотографии 1957 года видна даже импровизированная «набережная» с растущими в кадках растениями, скамейками и прогуливающимися в свободное время рабочими.

Тем не менее во время все того же визита Хрущева в 1960-м рабочие пожаловались руководителю страны на условия жизни на Нефтяных камнях. Деревянные двухэтажные дома здесь, по сути, были обычными дешевыми бараками, которые массово строились в СССР после войны. Никита Сергеевич тут же распорядился обеспечить буровиков современным жильем. Было решено заменить двухэтажки 5- и 9-этажными общежитиями. Подготовка площадки под их строительство растянулась без малого на десятилетие. В центральной части поселка, «острове семи кораблей», была сооружена огромная бетонная платформа, ставшая фундаментом для новых, уже многоэтажных зданий. Такому сооружению уже были не страшны любые штормы.

Всего в 1970-е здесь выстроили три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. Новые Нефтяные камни с высоты птичьего полета.

Многоэтажки, кажется, вырастают прямо из моря.

Пережив непростые 1990-е, в 2000-е Нефтяные камни вступили в новый период процветания. Разбогатевший на экспорте нефти Азербайджан реконструировал центральную часть поселка. Модернизации подверглись все общежития, появилось несколько новых современных зданий. Так поселок выглядит в настоящее время.

Комплекс общежитий сейчас скорее напоминает санатории на какой-нибудь всесоюзной здравнице.

Интернаты нефтяников и вспомогательного персонала делятся на мужские и женские. Женский, впрочем, по объективным причинам существует в единственном экземпляре и объединен с поселковой столовой. На переднем плане та самая первая буровая скважина 1949 года, законсервированная в виде монумента.

В столовой поселка.

Сохранено и реликтовое произведение монументально-декоративного искусства - красочная мозаика, изображающая радостную жизнь в советском Азербайджане.

Мужчины занимают вторую девятиэтажку и несколько протяженных, часто изогнутых пятиэтажных корпусов.

А ведь когда-то, более 60 лет назад, все начиналось с таких вот времянок.

Сейчас фрагмент этого самого первого дома в открытом море также является памятником.

В жилой зоне разбит и небольшой парк. Так он выглядел в 1980-е годы.

Во второй половине 2000-х парк вместе с остальным центром Нефтяных камней был реконструирован.

Помимо общего благоустройства его украсил целый ряд мемориалов, например в честь местных буровиков-нефтяников.

Или жертв катастрофического шторма 1956 года.


Во время экономического бума в СССР создавалось много интересных вещей. Реализовывались поистине масштабные и уникальные проекты. Одним из таких стал город Нефтяные камни, построенный посреди каспийского моря и ставший его формальной столицей.


В одном из своих творений известный американский промышленный дизайнер, инженер и футуролог Жак Фреско, основатель организации «Проект Венера», мечтал и размышлял о строительстве городов на воде, для последующего гармоничного сосуществования с окружающей средой. Пока у одних подобные идеи оставались не более, чем фантазиями и мечтами, в СССР действительно смогли построить настоящий город на воде. Создавался он, конечно не для умиротворенного сосуществования человека с природой, а для добычи «черного золота», но тем не менее, считают консультанты сайт.


Речь идет про поселение Нефтяные камни, который сегодня находится на территории Азербайджана. Лежит город в 42 км к востоку от Апшеронского полуострова, в Каспийском море. Расположен он на металлических эстакадах, которые стали появляться здесь с 1949 года в связи с началом добычи нефти в регионе. Здесь находятся буровые вышки, окруженными каменными рифами. На сегодняшний день поселение состоит из более чем 200 стационарных платформ.


Это действительно город на воде, ведь здесь есть все необходимое для жизни нефтяников. Суммарная протяженность улиц и переулков Нефтяных камней составляет 350 км. Сегодня здесь (в среднем) живет и трудиться по 2 тысячи человек. Не так давно была открыта еще одна платформа для бурения с 12 скважинами. Само собой, здесь работают не только геологи и добытчики «черного золота». Труятся на камнях и представители иных профессий. Все кто здесь работает, получают больше денег, чем их коллеги на материке.


Нефтяные камни считаются столицей Каспийского шельфа. В поселке есть несколько электростанций, несколько общежитий и жилых корпусов, хлебозавод, лимонадный цех, столовая, больница, установки питьевой воды и даже парк с деревьями! Есть еще много чего, касающегося по большей части транспортировки и обработки добытого сырья. Кстати, данный город был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая нефтяная платформа в мире.

В продолжение темы с интересной историей.

Одно из самых невероятных поселений в мире находится далеко в Каспийском море, в ста километрах от азербайджанской столицы Баку. Это полностью функциональный город, где 3000 человек живут на множестве нефтяных платформ и искусственных островов, соединенных между собой 300 километрами эстакад. Речь идёт о городе под названием Нефтяные Камни, и он целиком расположен в самом крупном озере мира, на невероятном расстоянии в 55 километров от берега.




Азербайджан ещё с древних времён славится своими богатыми нефтяными ресурсами. Здесь были найдены свидетельства бурения нефтяных скважин и настоящей торговли нефтью ещё в 3 и 4-ом веках. Исторические рассказы о просачивании нефти и природного газа в этом регионе, можно найти в старых арабских и персидских рукописях, а также в трудах известных путешественников, таких как Марко Поло. Персы называли эту область «Землёй Огня».






Современная добыча нефти началась в 1870 году после того, как Россия завоевала эту территорию. К началу Первой мировой войны нефтяные скважины Азербайджана уже поставляли 175 миллионов баррелей сырой нефти в год, или 75 процентов всей добычи нефти в стране. После войны и во время поисков нефти в Каспийском море, советские инженеры нашли высококачественную нефть на глубине 1100 метров под поверхностью морского дна. Вскоре после этого, на этом месте была построена первая в мире морская нефтяная платформа и был основан город Нефтяные Камни.






Изначальной основой Нефтяных Камней были семь затонувших кораблей, включая первый в мире нефтяной танкер. За несколько десятилетий их количество выросло до 2000 буровых платформ, растянувшихся на 30 километров. Платформы соединялись между собой сетью мостов общей протяжённостью 300 километров. На этих платформах рабочие построили восьмиэтажные многоквартирные дома, завод по производству напитков, футбольное поле, библиотеку, пекарню, прачечную, 300-местный кинотеатр, баню, огород и даже усаженный деревьями парк, земля для которого была привезена с материка. В период расцвета, здесь проживало порядка 5000 рабочих.






Упадок Нефтяных Камней начался с момента распада Советского Союза и обнаружения нефтяных залежей по всей стране. Рабочая сила на этом участке была сокращена и многие платформы были заброшены. Запустение и отсутствие техобслуживания привели к тому, что многие из них обрушились в море. Другие находятся в процессе разрушения. Более чем из 300 километров дорог, на данный момент можно использовать лишь 45 километров и даже они постепенно разрушаются. Однако для правительства это место всё ещё остаётся предметом гордости и строго охраняемым секретом, которым оно было в советское время. Туда по-прежнему очень сложно попасть иностранцам. Это место даже нельзя увеличить на Google Maps.









Нефтяные Камни - крайняя восточная, сухопутная точка Азербайджанской Республики, поселок городского типа, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова.

Посреди моря! Весь поселок стоит на платформах, металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях.

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой.

Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение.

Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

К сожалению в один момент добыча нефти стала не рентабельна, и город пришел в заброшенное состояние. И не смотря на это тут до сих пор проживает несколько тысяч человек.

Wiki: ru:Нефтяные Камни en:Neft Daslari uk:Нефт-Дашлари de:Neft Daslari

Это описание достопримечательности Нефтяные Камни 119,4 км на восток от Баку, . А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.


Город в открытом море под названием Нефтяные камни основан в конце 1940-х годов, второго подобного населенного пункта в мире нет. Нефтяной столицей Российской империи город Баку признавался в начале 20 века, там добывали почти 50% нефти всего мира и 90% нефти Российской Империи. Вопрос о разработке новых месторождений остро встал перед советской властью в по мере истощения ресурсов города. После окончания ВОВ было принято решение искать нефть в море.

Место, которое рыбаки называли Черные камни, находится в ста километрах от побережья Апшеронского полуострова - на Каспии. Скалы было еле видно из толщи воды. В 1948 году на черные камни была отправлена геолого-разведочная группа, возглавил ее Николай Константинович Байбаков. Нефть в море есть - заключили исследователи.

Строительство скважин

20 метров - такова глубина моря у черных камней. Было принято решение строить на этом месте базу в открытом море. Пристанищем для буровиков и плацдармом для новой базы стал старый корабль «Чванов». Спустя год была запущена первая скважина на Черных камнях, тогда место и получило название Нефтяные камни.

Развитие Нефтяных камней

К первому кораблю за полгода добавилось еще шесть суден, все они сформировали центр будущего поселка - «остров семи кораблей». Первые домики появились после того, как судна соединили металлическими мостиками. Всего создали 16 домов в два этажа, также построили библиотеку, столовую, медпункт и две электростанции. Жилые дома все росли и росли. Протяженность улиц нового городка достигла 350 километров.

Около 5 тысяч человек в тот момент работали на Нефтяных камнях. Чуть позже там появился и кинотеатр, пекарня, лимонадный цех, парк отдыха. Для того, чтобы развлечь буровиков прилетали даже артисты.

Перемены к лучшему

Когда остров посетил Хрущев, начались заметные изменения, в 1960 году работники пожаловались главе государства на деревянные дома, в которых некомфортно жить. Никита Сергеевич дал указания построить для буровиков новые дома. 2 девятиэтажных и 3 пятиэтажных общежития стали жильем для работников города спустя 10 лет.

Сегодня поселок продолжает свое развитие и обрастает все новыми и новыми зданиями. Здесь построен ряд мемориалов, есть памятники, музей и даже футбольное поле. То, чем славится город Нефтяные камни - «Дом чая». Это место очень популярно среди местного населения, ведь кроме чая пить в городе ничего нельзя.

Геологи оценивают месторождение высоко - в ближайшие десятилетия Нефтяные камни смогут давать все те же объемы добычи, сохраняя нынешние темпы. Когда кончится нефть и чем это обернется -неизвестно. Но, можно смело сказать, что памятником город останется навсегда. Город в открытом море -это настоящее чудо человеческих возможностей.

Вести с Нефтяных камней

15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, который повлек за собой человеческие жертвы.

С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал тогда журнал «Наука и жизнь».

Нефтяные камни существуют 64 года, за это время было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд м³ попутного нефтяного газа. 400 скважин работают по сей день, каждая дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки. Как подсчитали геологи, в море осталось еще около 21 миллиона тонн черного ресурса.

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом