Прорезная резьба по. Прорезная резьба по дереву: область применения

05.04.2024

Большинству людей очень нравится работать с таким материалом, как дерево. Лучшим видом занятия будет прорезная резьба по дереву. Вообще работа по дереву становится очень популярным видом деятельности.

Будьте осторожны, работа может быть опасна, она требует повышенное внимание и сосредоточенность, поэтому данный вид рукоделия нельзя выполнять с детьми. Особенно это касается тех деток, которые еще не умеют правильно обращаться с острыми и режущими предметами. Это относится не только к детям, но и ко взрослым, не стоит забывать про соблюдение техники безопасности при работе. Поэтому в резьбе по дереву могут использоваться не только ручные инструменты, но электроприборы.

Основные инструменты

В любом деле имеются свои инструменты. Так и прорезная резьба по дереву не исключение. Чтобы обработать древесину, используют следующие инструменты:

  • Различные ножи;
  • Долото;
  • Стамески круглые и прямые;
  • Фрезер;
  • Лобзик.

Данный список может дополняться и другими инструментами, все будет зависеть от трудности вашей работы. Но для начинающих мастеров хватит и данных инструментов.

На сегодняшний день редко кто из мастеров использует ручной труд в больших работах. Для этого лучше всего приобрести электрические приборы в специализированных магазинах. К таким инструментам относится:

  • Электрическая дрель;
  • Ручной фрезер;
  • Электрический лобзик.

Используя данные приборы, работа будет проходить намного быстрее, чем обычно. Да и результат изделия будет намного качественнее.

Помимо всего вышеописанного прорезной узор можно сделать и другим способом, например, прожиганием. Как данный способ работает? Происходит выжигание узора на древесине нихромовой проволокой.

Правда одним из недостатков считается сильный и неприятный запах горелого, а также приходится постоянно охлаждать инструмент. Тогда в этом случае работа проходит намного медленнее.


Но рукоделие не стоит на месте, и есть еще один более новый метод вышеописанного способа. И это резка по древесине при помощи лазера. При его использовании, рисунок получается точным на 99%. Для данного метода необходимо приобрести специальное дорогостоящее оборудование. Именно из-за дороговизны инструмента данный способ как таковое на практике используется очень редко.


Легкая полочка

Для изготовления потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Листы фанеры толщиной 8 мм и 10 мм;
  • Дрель, шуруповерт;
  • Нихромовая проволока;
  • Машинка для шлифовки;
  • Клей для дерева;
  • Лак для дерева.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

В первую очередь делаем заготовки для стенок полочки. Выпиливаем их из купленной фанеры. Толщина моей фанеры составляет 8 мм, поэтому вырезаем четыре детали, и уже при помощи клея делаем из них по две детали толщиной по 16 см. Это и будут стенки полочки.

Теперь необходимо определиться с узором. Его можно найти в Интернете или же нарисовать самим на белой бумаге. Распечатываем чертежи и приклеиваем их на готовые боковые детали полочки.

При помощи дрели, шуруповерта высверливаем отверстия. После чего переходим к выпиливанию рисунка. Делаем это лобзиком.

Из-за того что стенка у полочки толстая, работа будет происходить не быстро. Придется запастись терпением.

По итогу получаем вот что:


Теперь переходим к изготовлению кронштейнов. Делать это необходимо из фанеры толщиной 10 миллиметров. Все действия повторяем, как описывалось выше.

Для красоты стыков использовался фрезер. Он потребовался для того, чтобы профрезировать глухой паз, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей с крепежом готового изделия. Для этого используем фрез, диаметр которого составляет 8 миллиметров. Толщина самих полочек также равняться 8 миллиметрам.


После всех выполненных действий переходим к шлифованию. Выкладываем готовые детали на рабочей поверхности, так как будет выглядеть сама полочка.



Разбираем все детали, а начинаем покрывать каждую их них лаком. Ждем пока детали полностью не высохнут.

По фотографии видно, что получилось после покраски.

Теперь переходим к креплению готового изделия.

Копилочка для детей

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Листы фанеры разной толщины — 4, 6 и 12 миллиметров;
  • Шаблон дерева;
  • Нихромовая проволока;
  • Лобзик.

Пошаговая инструкция по выполнению.

Распечатываем эскиз который представлен ниже на фото. На лист фанеры толщиной 4 мм укладываем его и вырезаем по контуру нихромовой проволокой, но если данного приспособления нет, то можно воспользоваться и лобзиком. Причем корневища с шаблона необходимо срезать.


По полученному трафарету обводим карандашом таким образом, чтобы второе дерево было немного больше первого, таких слоев нам потребуется еще 3 штуки.

Это необходимо для того, чтобы копилка выглядела объемнее. Из первой детали вырезаем верхушку дерева от ствола.


На втором дереве карандашом обозначаем место, где будет проходить денежка, и выпиливаем.

Третье дерево будет сплошным, на нем делать ничего не нужно. На четвертом делаем так же место для прохождения денег, только совсем под другим углом. На 5 дереве ничего не делаем, но добавочным будут корни.

Прокрашиваем каждую из деталей красками. После чего начинаем сборку. Самое последнее дерево будет основой, на него приклеиваем остальные детали, как показано на фото.





Теперь переходим к изготовлению основы для копилки.

Работа с древесиной имеет множество нюансов, которые нужно учитывать в работе. На сегодняшний день насчитывается множество стилей и методик, каждая из которых имеет свои особенности. Большой интерес вызывает прорезная резьба по дереву , потому что она позволяет получать красивые декоративные украшения. Данный способ называют также сквозным или ажурным, что в полной мере отражает его главную особенность. При этом способе узор вырезается насквозь на деревянной поверхности.

Особенности прорезной резьбы по дереву

Пропильная, прорезная или сквозная резьба - это всё одна техника работы с деревом. Для достижения желаемого результата могут использоваться различные инструменты - электролобзики, стамески, резцы или фрезерные станки с ЧПУ. Автоматизированное оборудование существенно повышает производительность труда и сводит к минимуму возможные ошибки.

Такой способ работы также называют ажурным, в первую очередь из-за внешнего вида готового изделия. На деревянной поверхности появляется замысловатое кружево, а за счёт сквозной прорези возникает ощущение лёгкости. Для такой работы требуются не только качественные инструменты, но также подходящие заготовки. Такие декоративные украшения отлично смотрятся как в классическом, так и в современном интерьере.

Выделяют несколько наиболее популярных способов применения прорезной резьбы по дереву:

  • Наличники на окна и двери.
  • Накладки для мебели.
  • Балясины для деревянных лестниц.
  • Ограждения для веранды и террасы.
  • Карнизы и фронтоны из дерева.

Вариантов существует довольно много, поэтому стоит проконсультироваться со специалистом. Он точно расскажет, что можно украсить . При этом уделяется большое внимание выбранному стилю композиции.

Чем отличается прорезная резьба?

Главной отличительной особенностью является полное отсутствие фона, рисунок выглядит прозрачным. Для работы используются тонкие деревянные заготовки, из которых в дальнейшем получается элегантные наличники, карнизы или фронтоны. В нашей стране подобный стиль вызывает большой интерес, особенно когда дело касается декорирования фасадов деревянных домов и бань.

В настоящее время прорезная резьба по натуральному дереву практически не выполняется вручную, так как это занимает много сил и времени. Специальные мастерские оборудованы современными автоматизированными станками. Предварительно составляется подробный эскиз на бумаге или с помощью компьютерной программы, а после этого он используется в работе. Чаще всего для изготовления подобных изделий используются хвойные породы дерева, так как они достаточно плотные и устойчивые к влажности. Если вы решили украсить фасад оригинальными наличниками или карнизами, тогда не составит труда изготовить их на заказ.

Помещение, в котором выполняются резные работы, должно быть сухим, светлым и просторным. Для выполнения небольших работ подойдет обычный стол с накидной доской, а для больших плоскостей - столярный верстак или накладная столярная крышка. Размеры крышки - 1300 х 900 х 70 мм. Мелкие резные работы выполняют сидя, большие - стоя и сидя; высота стула должна быть 650…750 мм.

Свет при резьбе должен падать спереди и. слева. Рекомендуется для этого использовать дневной свет, от которого меньше устают глаза и четче видна линия реза. При искусственном освещении целесообразно использовать два-три светильника с регулировкой по высоте и длине.

Небольшие заготовки крепят при помощи столярных зажимов и переставных упоров, а также струбцин и держаков. Держак-зажим (рис. 1) представляет собой обыкновенный брусок из мягкой древесины, в котором выбрана четверть, высота фальца которой равна толщине резной доски. В заранее просверленное сквозное отверстие завинчивают шуруп, который и держит заготовку.

В резьбе по дереву применяются плоские и полукруглые стамески. Плоские стамески используют для зачистки фона в рельефной резьбе; применяют их также и в контурной резьбе. Ширина их полотна - 3…30 мм.

Полукруглые стамески с разным радиусом кривизны (отлогие, средние и крутые) - основной инструмент для всех видов резьбы, кроме трехгранно-выемчатой, где они используются только для вырезания полукруглых лунок. Ширина полотна таких стамесок - 3…25 мм.

Стамески-уголки (рис. 2, а) с шириной режущей части 5…15 мм применяют для выбирания узких канавок. Угол их полотна - до 70°. Они могут иметь прямую шейку и изогнутую, как у клюкарзы.

Стамески-клюкарзы (рис. 2, б) имеют короткое полотно шириной 2…15 мм и длинную изогнутую шейку. Необходимы такие стамески для выполнения рельефной и горельефной резьбы.

Стамески-церазики (рис. 2, в) напоминают крутые полукруглые стамески. Ширина их полотна - 2…3 мм.

Стамеска-резец , или нож-косяк (рис. 2, г) представляет собой косой нож с односторонней заточкой. Нож-косяк - основной инструмент для плосковыемчатой резьбы. Ножи бывают длинные и короткие. Длинные ножи получают, обрезая обычную прямую стамеску под углом 60…70°, а короткие (длина полотна - до 50 мм) - срезая часть полотна прямой стамески под тем же углом.

Наиболее удобными в работе являются ручки, показанные на рис. 2. Такая ручка слегка заовалена в головке, что создает удобство при нажиме на нее. Целесообразная длина ручки-до 130, диаметр - до 28 мм.

Стамеска должна резать древесину без приложения особых усилий. Качество работы стамеской зависит от ее правильной заточки.

Рассмотрим, как заточить прямую стамеску (рис. 3, а, б). Сначала необходимо получить угол заточки 20° и ровную плоскую фаску. Угол заточки проверяют по ширине фаски, которая должна быть в 2,5 раза больше толщины полотна. Так, при толщине полотна 5 мм ширина фаски должна составлять около 13 мм. Получив необходимую ширину фаски, затачивание продолжают не на точиле, а на мелкозернистом бруске. Точат плавными движениями вперед и назад, стараясь держать руку на одной высоте, чтобы не заовалить фаску. Образовавшийся при точении заусенец снимают несколькими движениями лезвия по бруску. Правят стамеску на оселке, производя такие же движения, как и при затачивании. Только правят ее значительно дольше, чем затачивают (до получения гладкой блестящей поверхности режущей части).

Затачивать стамески и шлифовать их поверхности рекомендуется на микрокорундовом бруске, а править - на гладком кожаном ремне с использованием пасты ГОИ. Для этого применяют и войлочный круг.

Узкие прямые стамески двигают в процессе затачивания в разные стороны, иначе они образуют в бруске канавку. Правят их на весу. Нож-косяк затачивают и правят теми же приемами, что и прямую стамеску (рис. 3, в).

Полукруглую стамеску затачивают на точиле или бруске, медленно поворачивая ее с боку на бок и передвигая справа налево. Полученная профильная ямка в бруске придаст фаске правильную форму. Внутреннюю поверхность стамески затачивают закругленным бруском на столе или на весу. Правят полукруглые стамески только на весу (рис. 3, г).

Мелкие стамески затачивают на мелкозернистых брусках и кругах. Для каждого профиля желательно иметь отдельные оселки и бруски.

Заточку инструментов проверяют пробами реза на мягкой гладкой доске. При наличии гладкого и блестящего следа затачивание считают законченным.

При затачивании инструмента для резьбы необходимо придерживаться некоторых правил: не производить резких проходов руки, не нажимать сильно на инструмент.

Хранить стамески следует подвешенными, для чего к деревянному щитку рекомендуется прибить рейку с профильными отверстиями под инструмент. Помещение для хранения инструмента должно быть сухим. Для лучшей сохранности лезвия и полотна стамески смазывают тонким слоем машинного масла.

Резчик по дереву в процессе работы применяет и другой инструмент - столярный и слесарный. К вспомогательному инструменту, которым должен располагать резчик, относятся столярный угольник, ерунок, рейсмус, малка, циркуль с линейкой, циркуль столярный и измерительный, металлическая рулетка.

Геометрическая, или трехгранно-выемчатая резьба (в литературе встречается еще одно ее название - клинообразная) состоит из ряда азбучных узоров, сочетание которых дает красивые, выразительные композиции. К разновидностям геометрической резьбы можно иногда относить и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания.

Все многообразие узоров геометрической резьбы состоит из сочетания двух азбучных элементов - сколышка и треугольника, которые могут быть в любых композициях. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками (рис.1) или треугольниками (рис. 2).

В поисках композиции для таких узоров обращаться надо к классическим произведениям народного искусства. Для России более характерны узоры, преимущественно состоящие из треугольников (рис. 3). Эти узоры всегда имеют выраженную центральную композицию. Геометрическая резьба Коми предпочитает сколышки. У народов Кавказа преобладают крупные выразительные элементы резьбы, а вот Прикарпатье (Украина) предпочитает тончайшие и сложные композиции в резьбе. Именно треугольники и сколышки, сливаясь в ромбы, цепочки, витейки и тд., дают нескончаемое разнообразие композиций. Теперь о инструменте, с помощью которого все это делается. Это хороший, надежный нож. Но и не совсем обычный. Потребуется косой, или сапожный нож. Нож должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Самый простой, но надежный нож можно изготовить из обычной плоской стамески шириной 20-30 мм. Для этого можно использовать наждачный круг. При выполнении геометрической резьбы нож надо держать крепко в кулаке, упираясь оставленным большим пальцем в ручку ножа (рис. 4). Пальцами другой руки надо направлять кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.

В тех случаях, когда на мебельных изделиях уже была резьба и она повреждена (сколы, трещины и тд.), можно принять меры к ее восстановлению. Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вырывы, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины.

Наиболее простой случай - накладная резьба. Сначала тщательно обмеривают и прорисовывают существующий элемент, аналогичный или симметричный утраченному. Затем делают шаблон, повторяющий контур резьбы в плане. Можно также вылепить рельеф из пластилина, чтобы лучше почувствовать его форму. Делают заготовку из здоровой без сучков древесины (в данном случае липы)

влажностью не выше 8 %. Размеры заготовки должны несколько превышать размеры детали. Она должна быть тщательно выстрогана, затем спилена по контуру с небольшим припуском.

Заготовку клеем приклеивают к ровной подкладной доске или щиту, прокладывая тонкую бугмагу, и переводят на заготовку рисунок резьбы. Надрезают и подрезают контуры лепестков полукруглыми стамесками разной кривизны, затем прорабатывают рельеф (сначала грубее потом тонко) и зачищают его шлифовальной шкуркой. Готовую резьбу снимают и очищают от бумаги, затем отделывают резьбу и после этого наклеивают ее на отделанную поверхность спинки стула.

При восстановлении объемных резных элементов или деталей, например резной ножки, их обмеряют и делают шаблон заготовки.

Шаблон из тонкой фанеры или толстого картона должен иметь припуск на окончательную обработку поверхности детали. Его накладывают на подготовленный брусок и очерчивают. Заготовку спиливают ленточной или лучковой пилой,

После этого резчицкими инструментами (стамесками, ножами, рашпилями) доводят заготовку до требуемой формы, постоянно контролируя размеры в наиболее характерных точках по оригиналу. Когда требуемая форма получена, присоединяют заранее вырезанный кусок, образующий консоль. Его можно просто приклеить на гладкий срез, но лучше усилить соединение шкантами.

Иногда нажимом помогают движению ножа, иногда его сдерживают. Сколышек - самый простой элемент, и вырезается он тоже предельно просто: нож заглубляется около одной из вершин (по сторонам треугольника), а у противоположного основания выходит на поверхность. Затем начиная с этого основания, срезают древесину по всей площади треугольника, опять заглубляясь у вершины.

Процесс вырезания геометрического треугольника состоит в следующем: кончик ножа углубляют в точку, где сводятся три угловых луча треугольника, с таким расчетом, чтобы в этой точке нож углубился больше, а около вершины его лезвие вышло на поверхность. Эта стадия носит название наколки. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в кулаке, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку на плоскости для удобства вырезания, производят подрезание наколотых элементов по линиям сторон треугольников (рис. 5). Причем лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево у центральной точки схождения лучей и постепенно выходит на поверхность около вершин. Из поверхности дерева извлекаются трехгранные фигуры (откуда и произошло название резьбы - трехгранно-выемчатая).

В такой последовательности выполняются все треугольники, входящие в состав композиции геометрической резьбы (рис. 6). Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведенную черную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) ее шлифуют до светлого дерева. Темно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно легкое (однослойное) покрытие ее жидко разведенным лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте - заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный (но не черный) цвет, например серый, коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры Светлые, сочные узоры на темном фоне создают выразительный декоративный эффект.

Орнаменты домовой резьбы

  • Добавить комментарий

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы

При способе прорезной резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной. Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоемка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.

Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200-250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

Накладная резьба - это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.

Древний народный промысел, распространенный до сегодняшнего дня – работы по дереву. Современные станки, лазерные выжигатели, пластические массы и прочие заменители фигурного вырезания на дереве, не смогут заменить искусство ручной работы по настоящему натуральному материалу. Один из видов этого интереснейшего ремесла называется прорезная резьба.

Трафарет и орнамент

Применяется не так часто, как другие виды. Но вовсе не потому, что она невостребована. Это техника, которой обучаются годами, хотя если попробовать сформулировать что это такое в двух словах, то все окажется просто - это вид резьбы, когда в процессе обработки удаляется фон, задний план, подложка изображения.

Благодаря этому рисунок, орнамент становятся воздушными, ажурными, а изделия поражают сказочной легковесностью. Причем этот вид резьбы не всегда выполняется на миниатюрных плоскостях. Есть мастера, которые делают это при помощи бензопил.

Виды резьбы

В принципе, среди всех видов резьбы, которые условно разделили на несколько групп, тяжело, да и нет никакого смысла ставить четкие рамки по технологиям, поскольку методики изготовления того или иного изделия комбинируются, как угодно. Но для ориентации стоит назвать некоторые распространенные методы обработки дерева:


Конечно, деление это условно, поэтому мы не станем рассматривать такой вид отдельно. Трафареты, эскизы и чертежи готовых изделий, а также фотографии ярких работ мастеров сочетают несколько методик обработки. К примеру, некоторые учебники выделяют такую технологию выпиливания при помощи лобзиков или пил, а также ту, которая выполняется резцами и стамесками.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины - при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Технология и инструмент

Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:


В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.

Перед тем как выбрать рисунок для трафарета, необходимо сопоставить размер готового изделия с размером изображения. Чтобы рисунок хорошо прочитался, для крупных изделий не стоит выбирать слишком ажурный и мелкий орнамент, а на мелких изделиях, шкатулках, рамках, будет уместен ажурный узор. Соблюдение пропорций - очень важно при выборе трафарета. Это касается как растительных узоров, так и трафаретов зверей, этнических орнаментов.

Среди не слишком распространенных способов резьбы может быть названо выжигание. Это продуктивный метод, но для этого необходим специальный станок, который довольно просто собрать своими руками. Он состоит из нихромовой проволоки, понижающего трансформатора, регулятора тока накала. Нихромовая нить прожигает древесину, благодаря чему удается выполнить работу точно и аккуратно.

Также иногда применяют лазерную резку, однако такой способ не всем доступен из-за высокой цены на оборудование. Зато это самый точный и эффективный метод. В промышленных условиях часто используют станки с ЧПУ. Они помогают быстро и точно выполнить однотипные заданные орнаменты для изготовления крупных партий изделий.

Но самое основное при работе с деревом - фантазия и творческий подход. Используя уникальные эскизы для работы, изделия будут необычными и по-настоящему выразительными, подчеркивающими индивидуальность мастера. Поэтому экспериментируйте смелее и удачного всем творчества!

Прорезная резьба

Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.

Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?

Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

© autonomichouse.ru, 2024
Автономный дом